Бутлеги



Краткое пособие начинающему собирателю бутлегов

Сергей Волченко

Краткое пособие начинающему собирателю бутлегов

Мысли о бутлегах

Игорь Кувырков

Единственную битву в бизнесе, которую вчистую проиграл бывший борец Марио Алонсио, он же Питер Грант - схватку с бутлегерами. Как бы не пытался Питер Грант беспощадно бороться с пиратскими записями, бутлегеры взяли своё. Многие из них пострадали в локальных схватках от огромных кулаков Питера, как впрочем и невинные специалисты по замеру уровня звука, но в целом победа осталась за пиратами за явным преимуществом.

Теперь разберёмся, что такое бутлег, он же контрафакт, он же пиратский альбом. Обычно бутлеги представляют собой нелегальную запись концерта. С некоторых концертов существует по несколько записей. Лучшими считаются те, которые произведены с пульта звукорежиссёра, худшими - с микрофона из зала. Реже бутлег может быть выкраденной (язык не поворачивается сказать переписанной) плёнкой с записью репетиций (rehearsals), пробных студийных треков (outtakes) или джем-сейшнов (jam-sessions). Бутлегеры не гнушаются и последовательностью пробных треков на одном издании. На одном из бутлегов подряд 5(!) вариантов исполнения одного и того же отрывка композиции. В общем, всё, что можно записать, записывалось, что можно украсть, кралось. А затем распространялось. Опять же, на всём чем можно - на катушках, кассетах, виниле, компактах, DAT-кассетах, видео и в последнее время в виде MP3 посредством Интернета.

Количество бутлегов LZ просто невероятно. Их существует около 2300 штук. При том, что официальных пластинок выходило только 15, включая все ВСЕ номерные альбомы, сборники, концертные и ремиксы (не считая промоушн записей и синглов). А знаете ли вы, что общее количество вещей, исполнявшихся LZ, составляет более 350 (песен, композиций, фрагментов), а официально опубликованных всего 86? Недавно вышедшие исследования констатируют, что LZ уверенно занимает первое место по количеству выпущенных и распространённых бутлегов.

Почему же так получилось? Почему именно LZ занимает первое место в этом чёрном списке, а не Beatles, у которых больше и фанатов, и пластинок, и тиражей? По моему мнению, распространение бутлегов LZ связано с тремя факторами.

Во-первых, являясь в большой степени блюзовой группой, LZ применял настоящую импровизацию на концертах. Калейдоскоп музыкальной мысли участников группы не мог повторяться от выступления к выступлению. Возьмите наиболее характерную с точки зрения импровизации вещь Dazed And Confused. И сравните в четырёх общедоступных вариантах - на альбомах Led Zeppelin, The Song Remains The Same и BBC Sessions (2 варианта). Почувствовали разницу? А теперь представьте себе, что этот номер на концертах продолжался в среднем 30 минут, а на бутлеге Electric Orgasm, воспроизводящем концерт в Лос Анжелесе 27 марта 1975 года, зашкаливает за 43 минуты! Появилось желание послушать? А Communication Breakdown - в ТРЁХ вариантах на BBC Sessions, и опять же на Led Zeppelin и The Song Remains The Same. Не говоря уже о супер-хите Whole Lotta Love!

Вторым фактором является банальное правило загнивающего капитализма. Есть спрос - появляется предложение. Есть спрос от своеобразных фанатов LZ - с одной стороны, хорошо разбирающихся в музыке, с другой - совершенно безумных. Естественно, нашлись умельцы, которые стали фиксировать практически каждый концерт LZ на звуковые носители. Концертов было много, количество фанатов росло как снежный ком - вот вам и стабильный бизнес.

И, наконец, дело в Джимми Пейдже лично. Пейдж фактически является хозяином всего наследия LZ. В его руках сосредоточены такие материалы, которые фанатам и не снились. А распоряжается Джимми этим богатством на редкость скупо. Лучший способ побороть пиратов - выпустить много официальных пластинок. Пусть небольшими тиражами, но выпустить. Пейдж предпринимал попытки закрыть эту брешь. К первой можно отнести выпуск "посмертного" альбома Coda. Джимми выступил в качестве продюсера, лично отобрал записи, перемикшировал… и получилась настоящая каша. Более удачным опытом стал выпуск BBC Sessions - ровный по теме материал, отличная запись - в общем пошёл "на ура". Кстати, BBC Sessions были одним из самых популярных бутлегов. И Пейдж убил этот бутлег. Убил тем, что поступил как бутлегер - выпустил несколько песен в разных вариантах исполнения. Правда, в отличии от бутлегеров, Пейдж имеет полное право так поступать и я с ним солидарен. А до выпуска BBC Sessions Пейдж тратил драгоценные дни своей жизни на цифровой ремастеринг ВСЕХ номерных альбомов, которые вышли затем на сборниках Box Set, Complete Studio Recordings, Boxed Set 2 и Remasters. Получилось, что он начал раскручивать новый альбом дуэта Пейдж/Плант No Quarter путём выпуска огромного количества ремастеринговых сборников. Не разумно. Не хватает Джимми его друга и менеджера Питера Гранта. Питер бы понял ситуацию и извлёк бы из старых неопубликованных записей МАКСИМАЛЬНУЮ выгоду при доставлении МАКСИМАЛЬНОГО удовольствия фанатам. А заодно и покончил с пиратством. Покойный Фрэнк Заппа (Frank Zappa) не только выпустил огромное количество альбомов при жизни, но и с того света через управляющую компанию подкармливает фанатов своими старыми записями. Лучше бы Пейдж открыл свой сундук и достал из него что-нибудь добротное, незатёртое, типа Jennings Farm Blues. Джимми, где же те 270 вещей, которые никогда официально не издавались?

А теперь несколько слов о бутлегах в СССР и в России. До прихода во власть Горбачёва все средства промышленного тиражирования находились под бдительным присмотром если не ЦК, то КГБ. Кроме магнитофонов. Съездить за границу было возможно немногим. Могучий поток западного грампластинчатого производства с трудом пробивался жалким ручейком через разъеденный ржавчиной железный занавес. То, что везлось из-за границы, должно было хорошо продаваться. А продаваться могло только то, о чём говорил Сева Новгородцев и Голос Америки в своих музыкальных передачах. Помнится мне, бутлеги там не рекламировались. А посему везли сюда только официальные альбомы, причём частенько говённые по качеству штамповки, типа индийских печаток. Единственный раз я столкнулся с настоящим бутлегом и после этого долго недоумевал, возмущаясь концертной пластинкой Black Sabbath югославского производства выпуска 1980 года - то играли не в такт, то пели не в тему. Так что бутлегов у нас не было. Хотя, может быть я не в курсе, говорят в СССР секса тоже не было. Если только к бутлегам не относить переписанные с официальных альбомов магнитофонные ленты.

Наступил 1985 год. После борьбы с алкоголизмом некоторые протрезвели и занялись собственным делом, благо разрешили. Но опять до бутлегов дело не дошло. На фирме грамзаписи "Мелодия" стали издавать, не покупая авторских прав, серию Рок Архив. Бизнес состоялся, было выпущено больше десятка альбомов. В 1988 году под номером 6 и названием "Stairway To Heaven" и вышел альбом наших героев. Но опять же, не бутлег, а так, нелегальный сборник. В то же время вышли две пластинки LZ с забавными конвертами издания какой-то там лютерианской церкви. Первый альбом - двойник из Led Zeppelin II и Led Zeppelin III, второй - [unnamed] и Houses Of The Holy. Вроде бы по лицензии, но мне кажется нелегально. И опять не бутлеги. Но зато полные альбомы.

В нынешнее время бутлеги уже можно найти. Я сам видел в одном из специализированных музыкальных магазинов целых 3 штуки, разных по наименованию. Один прикупил. Получше качеством. Осталось 2. Вот вчера было 3, а сегодня только 2. Но по 20 баксов. И вчера и сегодня. И опять, хоть и бутлеги, но кривые. Надёрганы песни с разных концертов, разных годов, разного качества. Впечатление удручающее. Недавно в "киёске" купил The Best Of Page & Plant, производства лейбла Cherry, выпускающего бутлеги. Вот тут я и получил удовольствие! Запись ровная, качественная, всё практически с одного концерта, исполняют несколько цеппелиновских вещей - очень интересно! И к тому же не дорого.

Теперь бутлеги можно скачивать из Интернета, но найти их крайне сложно - их снимают с серверов, началась борьба с MP3. Существует множество сайтов, посвящённых истинным коллекционерам бутлегов. Особенно преуспели в этом наши японские соседи. Там развелось огромное количество бутлегерских фирм, причём некоторые, типа Tarantura, специализируются только на LZ!

Если вас заинтересовала тема бутлегов, я рекомендую во-первых, прочесть "Краткое пособие начинающему собирателю бутлегов" Сергея Волченко, а во-вторых, скачать базу данных о ВСЕХ записей LZ, Пейджа, Планта, Yardbirds, Джонса и дуэта Пейдж/Плант. Некоммерческую версию этой базы можно взять только с моего сайта, так как она больше не распространяется с сайта разработчика Дункана Ватсона (Dunkan Watson). Коммерческую версию вы сможете приобрести за 30$ на сайте разработчика, а здесь вы сможете отслеживать и выкачивать обновления бесплатной версии.


На всякий случай на нашем сайте имеется копия бесплатной версии:

Оболочка базы [5,17 Mb]
База Led Zeppelin [1,59 Mb]
База Jimmi Page [224 Кб]
База Robert Plant [684 Кб]
База Page/Plant [609 Кб]
База John Paul Jones [123 Кб]
База Yardbirds [103 Кб]
Представлена версия 3.5.5 от 3 июля 2004