4-5 Сентября 1987 года

Сева Новгородцев

В прошлый раз мы остановились на том, что гитарист Джефф Бек покинул группу "Ярдбердз" среди американского турне, и группа закончила гастроли вчетвером, с Джимми Пейджем на соло-гитаре. Еще во время этих гастролей ребята узнали, что менеджер группы, импрессарио Саймон Напир-Белл продал свои акции и права на администрирование ветерану британской рок-сцены Питеру Гранту. Говорят, что перед уходом Напиир-Белл сказал Гранту, что группа эта - хорошая, нужно только соло-гитариста сменить, потому что Джимми Пейдж везде сует свой нос и от него - одни неприятности, он подзуживает всех остальных. При первой же встрече Питер Грант выложил все это Джимми Пейджу. "Неприятности," - ответил он - "а как же иначе? Мы вот снялись в кинокартине, потом месяц гастролей в Америке, потом еще гастроли по Англии с "Роллинг Стоунз" - и за все это мы получили каждый по 118 фунтов! А куда ж деньги-то девались?" Питера Гранта проблемы эти не особенно волновали, потому что с одной стороны он был скрупулезно честным с музыкантами, а во-вторых, готов был делить с ними все тяготы гастрольной жизни. В отличие от предыдущих менеджеров, Питер Грант никогда не покидал своих подопечных, заботился о них по-отечески, защищал их, пуская в ход, если нужно, свой стодвадцатипятикилограммовый вес и объемистые кулаки. Жизнь выковала из Питера Гранта истинного рок-н-ролльного бойца, хотя и на административном фронте, бойца, готового сразиться за правое дело с кем и где угодно. Родился он в 35 году и поначалу жизнь его напоминала романы Диккенса: безотцовщина, военная эвакуация, скудное образование. В 13 лет он уже был рабочим сцены в театре, потом работал курьером, доставляя в лондонские газеты срочные фотографии, за твердый характер и плотную фигуру его взяли в вышибалы, потом он был каскадером в кино и профессиональным борцом. Он вырос на улицах лондонского ист-энда и инстинктивно отличал дебит от кредита. К концу пятидесятых он был гастрольным администратором американских рокеров: Литтл Ричарда, Джина Винсента и Эверли Бразерс. Рассказывают, что однажды, защищая Литтл Ричарда, он побил одного известного импрессарио, а когда на его усмирение явилось шесть полицейских, то он побил и их. Короче, Питер Грант был абсолютной противоположностью мечтательного и несколько застенчивого Джимми Пейджа, тем не менее, эти два человека почувствовали друг к другу симпатию, более того, Питер Грант понял, что дни "Ярдбердз", в принципе, сочтены, и что в будущем ему нужно опираться на талантливого Джимми.

Распалась группа не сразу - были гастроли в Австралии, в Сингапуре, в США. Последний концерт состоялся в Англии, в июле 68 года, в техникуме города Лютона, неподалеку от Лондона. После этого концерта ушли певец и барабанщик. Грант встретился с Джимми и сообщил, что во-первых, ему. Гранту, принадлежат юридические права на название группы "Ярдбердз", а, во-вторых, что на осень 68 года уже заделаны гастроли в Скандинавии, и, если Джимми хочет, он может собрать себе новую группу. Поначалу предполагалось назвать ее "Пью Ярдбердз", но потом, когда стали говорить, что название, быть может стоит сменить, то вспомнили шутливый разговор во время встречи в Нью-Йорке с двумя участниками группы "Ху" - барабанщиком Китом Мууном и басистом Джоном Энтуислом. Оба они в тот момент недолюбливали своего певца Роджера Долтри и гитариста-руководителя Пита Таунзенда, и подумывали даже о том, чтобы из группы уйти, полушутя-полусерьезно собираясь пригласить. Джимми Пейджа и певца Стива Уинвуда. Джон Энтуисл сказал тогда: "И мы назовем эту группу "Лед Зеппелин!" - и все засмеялись. Суть хохмы была в том, что название "Led Zeppelin" - "Свинцовый Дирижабль" происходило от английской идиомы "То go down like a lead balloon" -т.е. грохнуться вниз, как свинцовый воздушный шар, что соответствует русскому выражению "провалиться с треском на концерте", и вот, превратив воздушный шар в "Цеппелин", т.е. в дирижабль, Джон Энтуисл как бы давал понять, что начни они подобное предприятие, на успех им рассчитывать не придется. Однако эта случайно оброненная за пивом шутка упала в плодородную, взрыхленную и готовую для посева почву - взошла и распустилась тысячекратно - на музыкальном небосводе поднимался в скором времени невиданный летун - СВИНЦОВЫЙ ДИРИЖАБЛЬ.

Прежде всего, по взаимной договоренности, решили, что новая группа должна принадлежать самим участникам, быть в финансовом и художественном смысле независимой. На глазах Джимми Пейджа развалилась группа "Ярдбердз", основной причиной, по его мнению, было скверное администрирование, Джимми дал себе слово - никогда никому впредь не позволять манипулировать собой. В начале октября он и Питер Грант сформировали новую компанию под названием "Superhype Music Incorporated", которая в будущем должна была вести все организационные и финансовые дела группы. Но группы, по сути дела, еще не существовало, правда, кое-кто на примете уже был.

С басистом Джон Пол Джонсом Джимми познакомился еще во время студийной работы в 65 году - тот играл на басу и писал оркестровки для известных поп-групп 60-х. Настоящее его имя было - Джон Болдвин, родился он 3 января 46 года в городе Сидкап, в графстве Кент. Отец и мать его были музыкантами, мать -профессиональная певица, отец - пианист, в эпоху немых фильмов он был аккомпаниатором в кино. Он выучил играть и сына, позже Джон играл на басу дуэтом с отцом - на разных вечеринках и праздниках, летом обычно - в яхтклубе на острове Уайт. Когда мальчику исполнилось 13, он попросил у отца купить ему бас-гитару. "Брось ты, - сказал ему отец, - играй лучше на тенор-саксофоне, через пару лет бас-гитара из моды выйдет, о ней никто и не вспомнит!" Это был как раз тот редкий случай, когда родитель оказывается не прав. По окончанию школы Джон Болдвин полтора года работал музыкантом и в 64 году, в возрасте 18-ти лет сменил свое имя на Джон Пол Джонса, в это время он уже был студийным музыкантом. Года через два он показал себя способным оркестровщиком, в частности, записанные по его оркестровкам пластинки английской группы "Herman's Hermits" продались только в Америке 12-ти миллионным тиражом, перекрыв рекорд даже "Битлз". К 68 году его, как и Джимми Пейджа, захлестнул профессиональный успех. "Я носился с работы на работу, - вспоминает Джон Пол Джонс, - сломя голову, делал в месяц сорок-пятьдесят оркестровок. Однажды жена сказала мне: - может хватит всего этого, ты бы в группу какую-нибудь поступил. - В какую группу, - спросил я. - А вот, - сказала жена, - я вычитала в журнале "Диск": Джимми Пейдж собирает новую команду, почему бы тебе не позвонить? Я позвонил Джимми и спросил его - ты что, набрал уже группу? Он ответил - нет еще. - Если тебе нужен басист, - сказал я ему, - имей меня в виду". Так решилась проблема басиста. Джон Пол Джонс приходил в новую группу с музыкальным наследством, с приданым, в 65 году он выпустил свою одиночную пластинку, которая для нас с вами, опять-таки, представляет историко-фонографический интерес, ибо позволяет понять - из какого сырья лепились будущие зеппелины."

Оставалась еще проблема певца и барабанщика - все хорошие молодые певцы были при деле и становилось ясно, что подходящего человека в Лондоне найти не удастся. Потом через музыкантов дошел слух о певце из Бирмингема, о некоем высоком блондине, похожем на сказочного принца, по имени Роберт Плант. Роберт Антони Плант родился 20 августа 48 года в местечке Уэст Бромич, в графстве Стаффордшир. Отец его был инженер-механик, он намеревался дать сыну самое лучшее образование. Роберт учился в хорошей школе, учился прилежно, но в 13 лет, к неудовольствию родителей, увлекся Элвисом Пресли и часами торчал перед зеркалом, пытаясь воспроизвести сценические движения своего кумира. После этого началось увлечение блюзовой музыкой. Роберт отрастил себе волосы, начал одеваться в странные одежды, родителям все это крайне не нравилось. Они хотели сделать из сына финансового делопроизводителя и по окончанию школы устроили его учеником к бухгалтеру, но ученье это впрок не шло - сын еще пуще прежнего увлекался музыкой, на глазах становился неисправимым битником. Наконец, мать с отцом не выдержали и после бурной сцены предложили Роберту покинуть родительский дом. Ему пришлось жить на случайные заработки от выступлений с местными командами, и так вот Роберт Плант стал как бы профессионалом. В одной из блюзовых групп с Робертом играл высокий, плотный, длинноволосый барабанщик по кличке "Бонзо", с которым Роберт крепко подружился. К этому времени Роберт Плант нашел себе и Крышу над головой, поселившись у своей подруги, по имени Мориин, происходившей из бедной англо-индийской семьи. Несколько таких больших эмигрантских семей жили в переполненном доме, Роберта там приняли как родного.2 Не всегда ему удавалось прокормиться музыкой, когда у Мориин были деньги, она помогала ему, но однажды Роберту пришлось идти на заработки в дорожную бригаду укладывать горячий асфальт. За свой бирмингемский период Роберт Плант переиграл со множеством групп, всех их нет смысла называть, но одну из них "Band Of Joy - Оркестр Радости-" стоит упомянуть, потому что с ней связано почти два года жизни Роберта Планта. Когда шестнадцатилетний Роберт покидал родительский дом, он дал себе четыре года сроку: "если к двадцати годам" - сказал он себе - "я не добьюсь успеха, с музыкой надо будет кончать."

И вот наступил 68 год, лето, надвигался день рождения, истекал данный себе четырехлетний срок. Вот в это-то время как раз и пришла к нему из Лондона телеграмма от Питера Гранта. Телеграмма эта, собственно, уведомляла о вызове его на телефонный разговор. Вызов этот понадобился, потому что по бедности Роберт телефона себе позволить не мог. После этого телефонного разговора, Питер Грант с двумя музыкантами приехал в субботу в Бирмингем, где Роберт Плант пел на вечере в учительском техникуме. Плант поразил Джимми Пейджа и других какой-то своей музыкальной дикостью, неповторимым блюзовым примитивизмом, голос его был, явно, подходящим, но возникал вопрос - почему после стольких лет он не смог найти себе лучшей работы, может с ним что-то в личном плане не в порядке? Поэтому после игры Роберту ничего определенного не ответили, говорили уклончиво, обещали позвонить через неделю. Джимми, действительно, вскоре позвонил ему и пригласил к себе в гости на несколько дней - с тем, чтобы выяснить, что он за человек такой. Нечего и говорить, что кончилось все наилучшим образом. Музыкальные вкусы двух новых друзей совпадали абсолютно. Рассказывают, что в первый день Джимми вышел на улицу за газетой, а Роберт тем временем, перебирая пластиночную коллекцию Джимми Пейджа, вытащил из нее несколько дисков на свой вкус. Когда Джимми вернулся, он глазам своим не мог поверить - это были как раз те пластинки, которые он собирался проиграть для Роберта.

После нескольких дней, проведенных вместе, Роберт возвращался домой вне себя, он был очарован новым другом, перед ним вставали картины блестящего, интересного будущего, он был настолько возбужден, что тут же автостопом отправился в Оксфорд, разыскал там своего приятеля, барабанщика Бонзо и начал уговаривать его идти вместе с ним играть в группу "Нью Ярдбердз". Музыкальное приданое есть и у Роберта Планта, и уж коли мы начали перетряхивать брачные сундуки, не обойдем вниманием и его. По части пластинок Роберт Плант странным образом превзошел своих более профессиональных приятелей, он выпустил две одиночных пластинки на фирме "CBS" и, кроме того, записался дуэтом со знаменитым лондонским блюзовиком Алексисом Корнером, эту запись Корнер впоследствии включил в свой альбом.

Барабанщика по прозвищу Бонзо звали ДЖОН ГЕНРИ БОНЭМ, он родился 31 мая 48 года в местечке Редич, в графстве Вустешир, отец его был плотником. Любовь к барабанному делу проснулась у мальчика рано. Первые свои барабаны он сделал из двух консервных жестянок и уже в 10-летнем возрасте потребовал от матери в подарок настоящий малый барабан. В 15 - у него уже была собственная подержанная ударная установка, в 16 - Бонзо оставил школу и пошел работать с отцом, помогать ему в плотницком деле на стройках. Работу он любил, там он наливался силой, вечера оставались свободными, можно было играть на барабанах. В 17 лет он уже женился на своей подружке Пэт. С деньгами было очень туго, поначалу жили в прицепном мотокараване, молодому мужу приходилось экономить на сигаретах. Пэт согласилась выйти замуж, если Бонзо бросит свои барабаны, и некоторое время он даже сдерживал слово, но вскоре живший по соседству Роберт Плант заманил его в свою группу. Джон Бонэм был известен по всей окрестности как самый громкий, самый яростный барабанщик, в нескольких местных клубах его даже не допускали играть -слишком уж было громко. Постепенно Бонзо научился обуздывать свои страсти, перестал ломать инструменты, у него появились свои нововведения - он выстилал большой барабан алюминиевой фольгой для пущего грому и уже тогда начинал играть соло на ударных руками без палочек.

В свое время Роберт Плант и Джон Бонэм играли в группе "Band Of Joy", до ее распада в 68 году, и к моменту встречи наших героев они не виделись три месяца. Бонзо к тому времени уже устроился в солидную гастрольную группу, получал приличное жалованье - 40 фунтов в неделю и потому уговоры друга выслушал весьма прохладно. "Чего это мне от добра добра искать?" - сказал он Роберту. "Дурак, - говорил ему Роберт, - в Ярдбердз ты не такие еще деньги будешь зарабатывать!" Но Бонзо было не пронять. К делу подключилась тяжелая артиллерия. Телеграммы ему начал посылать Питер Грант - у Бонзо, как и у Роберта Планта, телефона еще не было - никакого ответа. Телеграмм этих было послано штук сорок, несколько срочных депеш послал и Роберт Плант. Наконец, Джон Бонэм ответил и сообщил, что он готов приехать и встретиться с остальными участниками. "В первый раз, - вспоминает басист Джон Пол Джонс, - мы встретились в маленькой репетиционной комнате с тем, чтобы приглядеться друг к другу. Бонзо робел и помалкивал. В комнате от стены до стены стояли усилители. "Ну что" - сказал Джимми - "может, поиграем? Вы знаете песню "The Train Kept a Rolling - Поезд шел и шел"?, она простая, в ней всего два аккорда: Соль и Ля мажор." Он дал счет и комната буквально взлетела на воздух от мощных звуков. ВОТ ЭТО ДА! - сказали мы себе, - ВОТ ЭТО ДЕЛО, ИЗ ЭТОГО ЧТО НИБУДЬ ДА ВЫЙДЕТ."

Previous Index page Next