LED ZEPPELIN: BBC Sessions

Екатерина БОРИСОВА, 05/98, Фузз

BBC Sessions В первой половине 1969 года LED ZEPPELIN, записав первый альбом и уже имея материал для второго, вернувшись из первого турне по США и готовясь ко второму Скандинавскому, решили - самостоятельно или волею тех, кто предоставил им такую возможность - попробовать себя на радио, попытаться разрушить стереотип двухминутных поп-песенок тогдашнего радиоформата. Всего таких эфиров было четыре: дважды у Джона Пила в его знаменитой передаче "Top Gear", у Криса Гранта в "Tasty Pop Sunday" и в программе "Rock Hour" - март и июнь 69-го. Записывались вживую, практически без дублей; играли материал "LZ-I", переработанные блюзовые стандарты ("The Girl I Love She Got Long Black Wavy Hair" Слипи Джона Эстеса, "Travelling Riverside Blues" Роберта Джонсона, "Somethin' Else" Шили/Кокрана - все это нынче считается филофонической редкостью и малоизвестно даже поклонникам со стажем) и кое-что из будущего "LED ZEPPELIN-II". Это - CD №1.

CD №2 содержит запись программы лондонского "Радио Один" "In Concert", сделанную 1.04.71, т.е. двумя годами позже, и представляет собою "типичный концерт" LZ тех лет": материал альбома "LED ZEPPELIN-III" плюс интригующие заявки на будущее (в частности, первое известное исполнение "Stairway To Heaven", встреченное благоговейным молчанием аудитории) и мелкое музыкальное хулиганство в виде рок-н-ролльно-блюзового попурри посреди "Whole Lotta Love". В отличие от содержания CD №1, тут все широко известно, ибо было растиражировано пиратским путем бесчисленное количество раз - правда, не полностью (т.к. некоторые вещи из этого концерта в эфир не пошли) и в соответствующем качестве.

В 1997 году Джимми Пейдж, разрывающийся между нежеланием "быть погребенным под грудой архивных обломков" и необходимостью взять под контроль возню BBC с записями LZ, выбрал последнее, скомпилировал, оцифровал и совершил прочие колдовские пассы - и альбом вышел. Такова объективная реальность.

Субъективно (ну а как еще можно писать о музыке, которую любишь большую часть жизни?) - это 152 с половиной минуты чистого восторга, незамутненного совершенства: не столь технологического (хотя саунд безупречен), сколь исполнительского, живого. LZ всегда были концертной группой (хотя студийные версии "Stairway To Heaven" и "Since I've Been Loving You" они вживую так и не смогли превзойти). Великой. С большой буквы. Ни беспрецедентная длительность, ни повторы ("Communication Breakdown" - 3 варианта, "You Shook Me", "I Can't Quit You Baby", "Dazed And Confuzed", "Whole Lotta Love" - по 2) не утомляют, наоборот, два с половиной часа пролетают незаметно и столь насыщенно, что хочется слушать снова и снова. Абсолютно живая музыка. Абсолютно современная - хотя и почти тридцатилетней давности. Просто - абсолютная. Образец для любой группы подобного состава: слушайте и учитесь, как надо играть концерты. Забудьте о годах, отделяющих эту запись от сегодняшнего дня, они неощутимы; не думайте, что эту музыку создали матерые монстры, им всем тут по 20-25 лет. Первые альбомы, гастроли, радиоэфиры - и совершенство, очевидное и не превзойденное до сих пор никем: в каждой ноте этой музыки, в каждом звуке этого голоса. Слушайте - это живое дыхание богов. Это - Великая Музыка.

Что рекомендуется прочесть дополнительно:

Резензия на альбом BBC Sessions
Дмитрий АНОШИН, редактор сайта www.weekend.ru, 15.03.98

Led Zeppelin. BBC Session
Андрей ПОРЫВАЕВ