Бойцы невидимого фронта

Компании

Крупных бутлегерских фирм, выпускавших CD, существовало немало. Это Oh Boy (Люксембург), Le-Mon (Франция), итальянские Aulica, Big Music и Whole Lotta Live, последняя просто копировала продукцию компании Tarantura (Япония), о которой речь пойдет ниже, и продавала CD по сниженным ценам; в Германии - Flying Disc, Silver Rarities (SiRa), The Swinging Pig; в Японии - Antrabata (очень высокое качество), Cobla/Cobra/Lemon Song/Patriot, Jelly Roll, Holy, Image Quality (IQ), Immigrant, Last Stand Disc (LSD), Midas Touch; в США - Dynamite Studio, Neutral Zone, Toasted; в Австралии - Black Cat, Joker, Turtle и многие другие. Некоторые фирмы были транснациональными - под одним и тем же лейблом диски выходили на разных континентах. Возможно, в целях маскировки у разных лейблов были общие хозяева. Часть японских фирм работает до сих пор.

Обложка CD 'Shenandoah', лейбл Aulicia
Обложка CD 'Shenandoah', лейбл Aulicia.

По своему определению бутлегерство не должно располагать к излишней откровенности. Единственный лейбл, о котором доступна какая-либо информация - Tarantura (Япония), (официальный сайт находится по адресу http://ip.tosp.co.jp/i.asp?i=PureBlues, только для знатоков японского языка). Это связано с исключительностью фирмы, выпускающей практически только продукцию Led Zeppelin и, безусловно, занимающей первую позицию среди всех бутлегерских компаний. За первые 5 лет своего существования (с 1993 года) Tarantura выпустила около 100 различных бутлегов LZ. Приобрести их можно было как по почте, так и в магазине IKO IKO, расположенном в пригороде Токио. Именно туда и наведывался в свое время Джимми Пейдж.

В конце 1997 года по неизвестной причине выпуск CD был ими прекращен, что вызвало вздох облегчения у всех серьезных коллекционеров. Дело в том, что стоимость одного CD составляла как минимум $60. Двойник соответственно стоил $130-150, тройной альбом - под $200, а далее: 6 CD "The Destroyer" (1977) - $400, 6 CD "Knebworth" (1979) - $700, 19 CD "A Week For Badgeholders" (1977) - $1500 (цены могли разниться в зависимости от места приобретения). Собирать такие диски занятие недешевое, а серьезные коллекционеры покупают все, что выпускается. Тиражи CD были небольшие - 300-500 экземпляров, по большей части расходившихся в Японии.

Обложка только что вышедшего бутлега (1CD) 'In Exotic Honolulu', лейбл Akashic (цена - от $100) Диск только что вышедшего бутлега (1CD) 'In Exotic Honolulu', лейбл Akashic (цена - от $100) Обложка только что вышедшего бутлега (1CD) 'In Exotic Honolulu', лейбл Akashic (цена - от $100)
Обложка и диск только что вышедшего бутлега (1CD) 'In Exotic Honolulu', лейбл Akashic (цена - от $100).


Отступление № 4

С течением времени продукция Tarantura дешевле не стала. В 97-м году я приценивался к "The Destroyer" - один японец распродавал свою коллекцию. Стоимость 6 дисков была $600. И это при том, что на многие другие позиции цены у него были весьма приемлемые. В Великобритании на черном рынке за тот же "Destroyer" просили 750 фунтов, а за "A Week For Badgeholders" - 1500 фунтов. Поэтому "живьем" ни одного диска Tarantura я не видел.

Чем же так привлекали они коллекционеров? Во-первых, качеством звучания. Пользуясь одинаковыми источниками записи с другими фирмами, на момент выпуска Tarantura за счет тщательного ремастеринга всегда получала лучший конечный продукт. Во-вторых - оформлением. Разнообразные коробки, сделанные в виде книг, удлиненные, раскладывающиеся, с цветными многостраничными буклетами, плакатами, открытками - и даже коробка в виде уменьшенной копии двугрифовой гитары Пейджа Gibson (CD "Sold Rock"). Репетиционные записи для третьего альбома изданы в обложке, являющейся точной копией обложки "Led Zeppelin III", даже с вращающимся кругом внутри. A CD "All My Love" упакован в коричневый бумажный пакет, внутри которого были все шесть вариантов обложки LP "In Through The Out Door".

Оформление 2CD 'Knebworth Festival', лейбл Tarantura, 300 экз. Оформление 2CD 'The Gateful Led', лейбл Tarantura, 250 экз.
Оформление 2CD 'Knebworth Festival' (300 экз.) и 2CD 'The Gateful Led' (250 экз.). Оба диска выпущены на лейбле Tarantura.

В 2000 году Tarantura возобновила работу и выпустила ряд новых дорогих и качественных дисков. Звукоинженер фирмы мистер Cool MixMan, как оказалось, попутно выполняющий аналогичную работу для лейбла Akashic Records, недавно раскрыл некоторые технические нюансы своей работы. Все моно-оригиналы он переводит в псевдостерео. При оцифровке использует 32-битное сэмплирование при частоте 44 100 кГц и производит ремастеринг. После чего окончательная версия преобразуется в 16-битовый вариант для бытовой аппаратуры.

Из остальных современных японских фирм нельзя не отметить продукцию Empress Valley/Flage, Sanctuary, Сelebration/Electric Magic, а особенно The Diagrams (по мнению некоторых - Diamonds) Of Led Zeppelin (TDOLZ), не выпускающей ничего другого, кроме LZ. В период временного затишья Tarantura TDOLZ заметно потеснила ее позиции как по количеству дисков, так и по качеству, зачастую превосходящему старые релизы Tarantura. И цены у TDOLZ более приемлемые (около $22 за диск), и оформление стильное.

Майк Миллард (Mike Millard)

Не так давно было рассекречено имя человека, сделавшего, пожалуй, больше, чем кто-либо другой для развития бутлегерства – это Майк Миллард (Mike Millard). По иронии судьбы, сам он бутлегерские компании ненавидел, записи им никогда не продавал и не передавал, все бутлеги с использованием оригиналов Майка увидели свет без его согласия. Когда бутлегеры выпустили альбом Led Zeppelin "For Budgeholders Only" (концерт 23 июня 1977 года), он буквально потерял контроль над собой. И было из-за чего – на записях Милларда можно было сделать состояние, одних только концертов Led Zeppelin было как минимум 10 штук. Среди них такие жемчужины, как Long Beach Arena, 12 марта 1975 (один из лучших концертов 1975 года, к сожалению, им была записана только последняя треть концерта), и 4 из 6 концертов в LA Forum 21-27 июня 1977 года, в том числе самая лучшая из всех концертных записей Led Zeppelin, известная под названием "Listen to this, Eddie" (21 июня 1977 года). Кроме LZ Майк записывал Pink Floyd, Yes, Who, Rolling Stones, Jethro Tull, короче, практически всех, кто выступал в лос-анджелесском Форуме с 1974 по 1980 год. После этой роковой даты лишь немногие исполнители удостоились его внимания, например, Who в 1989-м и Роберт Плант в 1990-м. В 1990 году Майк Миллард покончил жизнь самоубийством.

Свой первый концерт он записал в 1974 году на моно-магнитофон. А уже в 1975-м, специально к концертам Led Zeppelin, были приобретены кассетная стерео-дека Nakamichi и микрофоны AKG. Вся эта аппаратура провозилась друзьями на концерт в инвалидной коляске, в которой, естественно, восседал сам Майк. Доподлинно неизвестно, был ли он инвалидом, либо это была обыкновенная маскировка. Но с помощью такого достаточно несложного ухищрения ему удалось обвести вокруг пальца Питера Гранта, Ричарда Коула и их команду и осуществить свою мечту – сделать наиболее качественные audience-записи концертов Led Zeppelin (а также других популярных групп). При записи использовалась система шумоподавления Dolby B, при воспроизведении она отключалась, это позволяло увеличить уровень высоких частот, правда, соответственно, возрастал и уровень шумов.

Записи концертов Майк никогда не продавал (хотя и мог заработать на этом очень приличные деньги), а только обменивал. Он очень заботился о защите своих авторских прав, и каждая копия, обретавшая нового хозяина, была особенным образом помечена, например, вырезаны небольшие фрагменты или намеренно внесены колебания уровня записи. Все вновь приобретенные дефекты фиксировались в специальном журнале, что позволяло затем проследить путь распространения копий. Коробки высланных лент он оформлял с помощью цветных надписей, этикеток и ксерокопий билетов.

Кассета, оформленная Майком Миллардом
Кассета, оформленная Майком Миллардом.

Миллард вел уединенный образ жизни. Жил вдвоем с матерью, работал сторожем в школе. После смерти Майка один из его близких друзей пытался поговорить с его матерью о систематизации коллекции, но даже не был допущен в комнату, где жил покойный. Насколько известно, все мастер-ленты до сих пор находятся в комнате, где Майк провел последние несколько лет своей жизни.

Previous Index page Next