Неравное противостояние

Питер Грант. Фото Claud Gassian. Питер Грант очень любил своих подопечных и всячески старался заработать для ребят побольше денег. А тут вдруг какая-то часть этого потока потекла не в те руки. Ответные меры не заставили себя долго ждать. Melody Maker, октябрь 1970 года: "На этой неделе лондонский дистрибьютор записей заявил, что вскоре в магазинах появятся два новых альбома Led Zeppelin - оба неофициальные противозаконные бутлеги. В один из них включены нереализованные студийные записи. Второй - концертный альбом из Германии". Грант лично посетил магазин, приказал прекратить распродажу и с помощью полиции конфисковал левые диски. Кроме того, он не поленился слетать в Штаты и разыскать оригинальные пиратские ленты. После чего заявил корреспонденту Melody Maker: "Мы контролируем процесс изъятия всех записей и уверены, что записей, которые могут быть изданы, не существует". Бедняга, он не знал, что эра бутлегов еще практически не начиналась (всего через пару недель на прилавках появился "Live On Bluberry Hill").

В семидесятые и восьмидесятые годы было выпущено порядка 400 различных виниловых и ацетатных (по русски - бобинных, это такие магнитофонные ленты) бутлегов Led Zeppelin, в том числе EP и даже синглы. Некоторые издания просто поражают - к примеру, 10 LP "Strange Tales From The Road", 10 LP "The Can" или коллекция из 70 (!!!) LP под названием "The Final Option" (150 экземпляров). На оформлении тоже не экономили - великолепные обложки, диски на цветной пластмассе, диски с картинками (picture disc), в качестве бесплатного приложения - открытки, плакаты, майки и даже часы Led Zeppelin.

Оформление коробки 10 LP 'Strange Tales From The Road', лейбл OZ, компания RS/International, 1-е издание - 500 экз. Оформление коробки 10 LP 'Strange Tales From The Road', лейбл OZ, компания RS/International, 1-е издание - 500 экз.
Оформление коробки 10 LP 'Strange Tales From The Road', лейбл OZ, компания RS/International, 1-е издание - 500 экз.

LP 'Live In Osaka' 29 сентября 1971 - так выглядели виниловые диски с картинками LP 'Live In Osaka' 29 сентября 1971 - так выглядели виниловые диски с картинками
LP 'Live In Osaka' 29 сентября 1971 - так выглядели виниловые диски с картинками

Так как звучание одной стороны винила составляет около 25 минут, концертный вариант Dazed and Confused приходилось резать на две части, и он мог занимать весь диск. Тиражи в основном были небольшие - от 50 до 1000 экземпляров. Качество записи зачастую оставляло желать лучшего, о том, что играет Led Zeppelin, на отдельных альбомах можно было только догадываться. Это легко объяснимо - источником служили записи, сделанные из зала с помощью обычного микрофона на непрофессиональной технике. Приятным исключением из общего списка являлись альбомы "The Destroyer" (концерт в Окленде, штат Огайо, 27 апреля 1977 года) и "BBC sessions", в слегка урезанном виде официально выпущенный в 1997 году. Обе эти записи были сделаны профессионально.


Отступление № 3

Для бутлегеров качество записи никогда не стояло на первом месте. Главным был сам факт наличия зафиксированного концертного выступления. Выпускалось все, что было записано. К оригиналу относились бережно, сохраняя его огрехи - если запись обрывалась резко (в неподходящий момент закончилась пленка), то так же она заканчивалась и на диске - постепенное затухание не использовалось. Естественно, использовались и шумоподавители, и эквалайзеры, работа велась серьезная. Но это было уже вторично. С профессиональной же точки зрения даже "BBC sessions" был ужасного качества. Оператор, занимавшийся его ремастерингом, в интервью сетовал на то, что "низа глухие, верха завалены, просто жуть".

С появлением цифровой техники наступил новый этап развития бутлегерства. Нужно было перевести на CD весь уже изданный материал и выпускать новый. К концу восьмидесятых LZ не существовали уже почти десять лет. Откуда же мог появиться новый материал? А он попросту был украден из архива Джимми Пейджа одним из его работников. Для коллекционеров наступил золотой век. Были похищены записи всех концертов европейского турне 1980 года, отдельные концерты и фрагменты выступлений европейского и американского туров 1972/73 годов, лондонский концерт 24 мая 1975 года (Earls Court), а также студийные репетиции. Этот материал издавался постепенно, до сих пор нет-нет да и "обнаруживаются" неизвестные ранее записи.

Пейджа особенно расстроило исчезновение репетиционных дорожек. Обнародование мучительного процесса рождения великих хитов никоим образом не входило в его планы. Можно понять выпуск концертных бутлегов - люди старались, тайком проносили аппаратуру, рисковали. А тут нагло залезли в душу. Выставили на всеобщее обозрение творческую кухню с ее пробами и ошибками. А к своим ошибкам артисты относятся болезненно. Скажем, ошибся грубо Пейдж 29 июня 1980 года на концерте в Цюрихе во время исполнения Kashmir, пришлось на ходу перестраиваться, придумывать новую аранжировку. Закончив вещь, Плант обратился к аудитории: "Если кто-то бутлегировал, вы должны стереть этот номер, так как он сделан полностью неправильно". И ведь нет в soundboard-версии концерта этого куска, прислушались, вырезали-таки.

Если первоначально львиная доля бутлегов выпускалась в Штатах, то в восьмидесятые годы центр переместился в Европу - в Италию и Германию, где, пользуясь дырками в законодательстве, было налажено производство и распространение. К сожалению, долго это продолжаться не могло - дырки залатали, и к 95-му году бутлегерство ушло в подполье. Единственным местом в мире, где оно развивается практически открыто, остался Дальний Восток, а точнее - Япония. Там бутлеги до сих пор можно приобрести в пластиночных магазинах. (На один такой магазин я случайно наткнулся тоже на Востоке, правда, Европы - в Праге, возле Карлова моста. Увы, бутлегов Led Zeppelin там не оказалось.)

В январе 1995 года Пейдж сказал в интервью радиостанции Rockline: "Из двух поездок в Японию я привез около 250 или даже больше бутлегов (естественно, LZ - прим. автора), и это только те, которые я захотел купить". Поэтому на вопрос о возможном выпуске концертных дисков LZ он ответил: "А зачем, они все и так уже выпущены на бутлегах". В феврале 1996 года Пейдж и Плант сыграли 10 концертов в Японии. Все они были записаны (причем качество было отменным) и выпущены на CD. Конечно, неофициально. По некоторым данным, это и стало одной из причин отмены дуэтом японской части тура 1998 года. Зря, конечно, жалко узкоглазых, ведь это не без их помощи концертное реноме "Цеппелинов" поднялось на столь высокий уровень.

Previous Index page Next