Неравное противостояние
Питер Грант очень любил своих подопечных и всячески старался заработать для ребят побольше денег. А тут вдруг какая-то часть этого потока потекла не в те руки. Ответные меры не заставили себя долго ждать. Melody Maker, октябрь 1970 года: "На этой неделе лондонский дистрибьютор записей заявил, что вскоре в магазинах появятся два новых альбома Led Zeppelin - оба неофициальные противозаконные бутлеги. В один из них включены нереализованные студийные записи. Второй - концертный альбом из Германии". Грант лично посетил магазин, приказал прекратить распродажу и с помощью полиции конфисковал левые диски. Кроме того, он не поленился слетать в Штаты и разыскать оригинальные пиратские ленты. После чего заявил корреспонденту Melody Maker: "Мы контролируем процесс изъятия всех записей и уверены, что записей, которые могут быть изданы, не существует". Бедняга, он не знал, что эра бутлегов еще практически не начиналась (всего через пару недель на прилавках появился "Live On Bluberry Hill").
В семидесятые и восьмидесятые годы было выпущено порядка 400 различных виниловых и ацетатных (по русски - бобинных, это такие магнитофонные ленты) бутлегов Led Zeppelin, в том числе EP и даже синглы. Некоторые издания просто поражают - к примеру, 10 LP "Strange Tales From The Road", 10 LP "The Can" или коллекция из 70 (!!!) LP под названием "The Final Option" (150 экземпляров). На оформлении тоже не экономили - великолепные обложки, диски на цветной пластмассе, диски с картинками (picture disc), в качестве бесплатного приложения - открытки, плакаты, майки и даже часы Led Zeppelin.
Оформление коробки 10 LP 'Strange Tales From The Road', лейбл OZ, компания RS/International, 1-е издание - 500 экз.
LP 'Live In Osaka' 29 сентября 1971 - так выглядели виниловые диски с картинками
Так как звучание одной стороны винила составляет около 25 минут, концертный вариант Dazed and Confused приходилось резать на две части, и он мог занимать весь диск. Тиражи в основном были небольшие - от 50 до 1000 экземпляров. Качество записи зачастую оставляло желать лучшего, о том, что играет Led Zeppelin, на отдельных альбомах можно было только догадываться. Это легко объяснимо - источником служили записи, сделанные из зала с помощью обычного микрофона на непрофессиональной технике. Приятным исключением из общего списка являлись альбомы "The Destroyer" (концерт в Окленде, штат Огайо, 27 апреля 1977 года) и "BBC sessions", в слегка урезанном виде официально выпущенный в 1997 году. Обе эти записи были сделаны профессионально.
Отступление № 3 |
Для бутлегеров качество записи никогда не стояло на первом месте. Главным был сам факт наличия зафиксированного концертного выступления. Выпускалось все, что было записано. К оригиналу относились бережно, сохраняя его огрехи - если запись обрывалась резко (в неподходящий момент закончилась пленка), то так же она заканчивалась и на диске - постепенное затухание не использовалось. Естественно, использовались и шумоподавители, и эквалайзеры, работа велась серьезная. Но это было уже вторично. С профессиональной же точки зрения даже "BBC sessions" был ужасного качества. Оператор, занимавшийся его ремастерингом, в интервью сетовал на то, что "низа глухие, верха завалены, просто жуть". |
С появлением цифровой техники наступил новый этап развития бутлегерства. Нужно было перевести на CD весь уже изданный материал и выпускать новый. К концу восьмидесятых LZ не существовали уже почти десять лет. Откуда же мог появиться новый материал? А он попросту был украден из архива Джимми Пейджа одним из его работников. Для коллекционеров наступил золотой век. Были похищены записи всех концертов европейского турне 1980 года, отдельные концерты и фрагменты выступлений европейского и американского туров 1972/73 годов, лондонский концерт 24 мая 1975 года (Earls Court), а также студийные репетиции. Этот материал издавался постепенно, до сих пор нет-нет да и "обнаруживаются" неизвестные ранее записи.
Пейджа особенно расстроило исчезновение репетиционных дорожек. Обнародование мучительного процесса рождения великих хитов никоим образом не входило в его планы. Можно понять выпуск концертных бутлегов - люди старались, тайком проносили аппаратуру, рисковали. А тут нагло залезли в душу. Выставили на всеобщее обозрение творческую кухню с ее пробами и ошибками. А к своим ошибкам артисты относятся болезненно. Скажем, ошибся грубо Пейдж 29 июня 1980 года на концерте в Цюрихе во время исполнения Kashmir, пришлось на ходу перестраиваться, придумывать новую аранжировку. Закончив вещь, Плант обратился к аудитории: "Если кто-то бутлегировал, вы должны стереть этот номер, так как он сделан полностью неправильно". И ведь нет в soundboard-версии концерта этого куска, прислушались, вырезали-таки.
Если первоначально львиная доля бутлегов выпускалась в Штатах, то в восьмидесятые годы центр переместился в Европу - в Италию и Германию, где, пользуясь дырками в законодательстве, было налажено производство и распространение. К сожалению, долго это продолжаться не могло - дырки залатали, и к 95-му году бутлегерство ушло в подполье. Единственным местом в мире, где оно развивается практически открыто, остался Дальний Восток, а точнее - Япония. Там бутлеги до сих пор можно приобрести в пластиночных магазинах. (На один такой магазин я случайно наткнулся тоже на Востоке, правда, Европы - в Праге, возле Карлова моста. Увы, бутлегов Led Zeppelin там не оказалось.)
В январе 1995 года Пейдж сказал в интервью радиостанции Rockline: "Из двух поездок в Японию я привез около 250 или даже больше бутлегов (естественно, LZ - прим. автора), и это только те, которые я захотел купить". Поэтому на вопрос о возможном выпуске концертных дисков LZ он ответил: "А зачем, они все и так уже выпущены на бутлегах". В феврале 1996 года Пейдж и Плант сыграли 10 концертов в Японии. Все они были записаны (причем качество было отменным) и выпущены на CD. Конечно, неофициально. По некоторым данным, это и стало одной из причин отмены дуэтом японской части тура 1998 года. Зря, конечно, жалко узкоглазых, ведь это не без их помощи концертное реноме "Цеппелинов" поднялось на столь высокий уровень.