Led Zeppelin IV

Журнал "Classic Rock" №8 январь/февраль 2002г.

Led Zeppelin IV

Released: 1971
Producer: Jimmy Page
Label: Atlantic
Highest UK chart: 1
Highest US chart: 2

Умышленно лишенный названия четвертый альбом Led Zeppelin увидел свет в последнюю неделю ноября 1971 года и тут же взлетел на самую вершину британскою хит-парада, где и провел большую часть декабря. Спрос на него был настолько велик, что в только что открывшемся магазине Ричарда Брэнсона "Virgin Records" пришлось в спешном порядке устанавливать дополнительные прилавки. То же самое повторилось и в Штатах, хотя занять первое место нашим героям помешала пластика Кэрол Кит "Tapestry". Но это уже не имело никакого значения. После того, как по радио прозвучала "Slairway To Heaven", рок-мир пал к их ногам, a "Led Zeppelin IV" задержался в американском "Тор 40" на ближайшие полгода. По вполне понятным причинам фирма "Atlantic" намеревалась впустить её и на сингле, по группа категорически этому воспротивилась. "Нам хочется, чтобы ее слушали в контексте всего альбома", - пояснил Ахмеду Эртегану Пейдж.

Что ж, Zeppelin отравились дальше, к новым свершениям, а их четвертый альбом остался одним из самых продаваемых в истории рока. Теперь это уже не вызывает сомнений, поскольку он разошелся тиражом свыше 23 миллионов экземпляров - и продолжает расходиться! Стоит ли удивляться, что на нем выросло не одно поколение рок-музыкантов? Так будем же любоваться им, как радугой после дождя, россыпью сверкающих бриллиантов, чудом из чудес! Только вдумайтесь - тридцать лет прошло, а ничего подобного больше так и не появилось...

Обложка

Поскольку в разработке дизайна обложек трех первых альбомов Led Zeppelin принимал непосредственное участие Джимми Пейдж, в свое время закончивший колледж изящных искусств, то наряду с Pink Floyd и пользовавшихся услугами художника Роджера Дина Yes группа считалась одной из самых "передовых" в эти области. Уверенность в своей правоте позволила Джимми сломить сопротивление руководства лейбла Atlantic, настаивавшего на том, что его вариант никуда не годится.

Они были против того, чтобы альбом не имел названия, а нам xoтелось, чтобы на обложке вообще не было никаких надписей, - рассказывает Роберт Плант. - Мы долго с ними спорили, пока Джимми не вспомнил, что в контракте об обложках нет ни слова. И тогда мы им заявили: "Пока не сделаете так, как нам нужно, мастер-тейп не получите!"

Старик с вязанкой хвороста

Эта фотография попалась на глаза Пейджу и Плату в одном маленьком антикварном магазинчике в Рэдинге. Джимми Пейдж: "Этот человек пребывает в полной гармонии с природой. Он 6epeт у нее. Вполне естественный процесс".

Задняя сторона обложки

Многоквартирные "высотки" с обрушившимися стенами находились в Ив-Хилл и были снесены лишь и 1999 юду.

Разворот

Идея поместить на развороте Отшельника - персонаж из карт "таро", символ мудрости и надежды на собственные силы принадлежала Джимми Пейджу. Сам же рисунок сделан его другом Баррингтоном Колби. (Позже Пейдж воспользовался этим же образом во время работы над фильмом "The Song Remains The Same".) В свою очередь, Колби предложил напечатать на левой стороне разворота текст песни "Stairway To Heaven", что и было сделано.

Название (или его отсутствие)

После всех этих дурацких нападок критиков я назло им предложил ребятам снова выпустить нечто анонимное, - вспоминает Джимми Пейдж.

Поразмыслив, группа остановилась на трех вариантах названия: "Led Zeppelin IV" (т.е. просто новый, четвертый альбом), "Four Symbols" и "Zoso". Некоторые газеты сразу клюнули на 'Четыре символа" и попытались самостоятельно воспроизвести их на своих страницах. Это и повлияло на окончательный выбор. Так Led Zeppelin удалось провести английскую прессу.

Четыре символа

Снова Джимми Пейдж: "Сначала я xoтел, чтобы символ был один, по поскольку эго был наш четвертый альбом, да и в группе нас было четверо, мы решили, что каждый из нас придумает себе свой".

Роберт Плант: "Я выбрал перо в центре круга, потому что этот символ лежит в основе практически любой философской системы. Например, у многих индейских племен он означает храбрость. Мне нравится, когда люди творят о себе правду, а не вешают лапшу на уши. Это я и хотел выразить своим символом".

Джон Пол Джонс: "Джимми показал нам "Книгу знаков" Po6epтa Коха и сказал, что мы должны выбрать себе по символу. Ну, мы с Бонзо ее полистали, ткнули пальцем в те, что нам больше понравились, и порядок. А потом мы узнали, что Джимми и Роберт заказали свои у какою то дизайнера. Что ж, это было совершенно в их духе".

Сам Джонс выбрал скандинавскую руну, означающую ум и уверенность в себе.

Что касается Джона Бонэма, то ему, как человеку, не чуравшемуся земных радостей, больше всею понравились три сплетенных между собой крута, выражавших триаду "мужчина - женщина - дитя". Впрочем, не исключено, что это произошло еще и потому, что этот символ очень напоминает! логотип пива "Ballantine".

Они служат олицетворением Led Zeppelin и по сей день. Во время совместного турне 1995-96 гг. Пейдж и Плант вывешивали свои символы на сцены, а Джонс использовал свой в оформлении сольного альбома "Zooma".

Впервые они были представлены в прессе за несколько недель до выхода альбома.