Лестница на небеса

Андрей Гаврилов. Аннотация к пластинке "Лестница на небеса" (№6) из серии "Архив Популярной Музыки"

Можно предположить, что, назвав свою группу "Лед Зеппелин", т.е. "Свинцовый дирижабль", музыканты, ее организовавшие, вряд ли рассчитывали на стремительный взлет к славе. Но судьба распорядилась иначе. С конца шестидесятых годов и до сегодняшнего дня "Лед Зеппелин" считается одной из наиболее оригинальных и интересных групп мира, их песни стали хрестоматийными.

Вторая половина шестидесятых годов, особенно конец десятилетия, - интереснейший период в британском роке. Сейчас даже трудно проследить, сколько разных стилей и направлений современной музыки зародилось именно в то время. Как Мадди Уотерз, впервые сыгравший блюз на электрической гитаре в конце пятидесятых годов, вряд ли мог предвидеть появление и огромную популярность десятилетием позже белых блюзов, так и музыканты, щедро разбрасывавшие зерна экспериментов в плодородную почву конца 60-х, не могли предсказать, какие всходы появятся через десять, а то и двадцать лет.

Одной из групп, чье влияние ощущается и поныне, причем в самых разных областях музыки, и стала "Лед Зеппелин".

Ансамбль был организован в октябре 1968 года четырьмя весьма к тому времени известными музыкантами. Гитарист Джимми Пейдж (настоящее имя - Джеймс Патрик Пейдж) родился в 1944 году. Научился играть на гитаре, копируя нота в ноту соло Джеймса Бертона на записях Рики Нельсона и пассажи Скотти Мура на ранних пластинках Элвиса Пресли. Несколько лет он работал как студийный музыкант, не присоединяясь ни к какой группе. Вскоре он уже был известен как незаурядный гитарист, к его услугам прибегали при записи такие исполнители , как Том Джонс и Донован, Джефф Бек и Джорджи Фейм, "Роллинг стоунз" и "Херман'з Хермитс", "Ху" и "Кинкс", "Them" и "Pretty Things". Он пробовал свои силы также как композитор и продюсер - в этом качестве он работал с Эриком Клэптоном, Джонсом Майаллом, Нико.

В 1966 году он соглашается присоединиться к группе "Ярдбердз" как ритм-гитарист. Однако вскоре он стал вторым лид-гитаристом (первым был Джефф Бек). Джон Пол Джонс (настоящее имя - Джон Болдуин) родился в 1946 году. Как и Пейдж, много работал в студиях грамзаписи - с Родом Стюартом, "Роллинг Стоунз", Дасти Спрингфилд, Ширли Бэссси, "Херман'з Хермитс", Донованом, иногда выступая в роли клавишника, иногда аранжировщика, но чаще всего как бас-гитарист. Во время совместной работы над пластинкой Донована "Hurdy Gurdy Man" Пейдж и Джонс и обсудили впервые возможность создания собственной группы.

"Послужной список" вокалиста Роберта Планта (родился в 1948 году) и барабанщика Джона Бонэма (родился в 1949 году) был поскромнее. Бонэм играл в бирмингемских группах, ныне никому не ведомых, а позже присоединился к ансамблю "Бэнд ов Джой", руководителем которого был Плант. Группа выпустила несколько синглов, особого успеха не имевших, и Плант в 1968 году начал выступать в блюзовом дуэте с Алексисом Корнером, когда Пейдж предложил ему и Бонэму вступить в новый состав развалившихся к тому времени "Ярдбердз".

Слава "Ярдбердз" была столь велика, что без долгих раздумий музыканты назвали себя "Новые Ярдбердз" и отправились в Скандинавию доигрывать концерты по контракту, которым был связан Пейдж как участник старого состава. Кстати, и позже, когда уже появилось название "Лед Зеппелин", на афишах зачастую в скобках поясняли: "Бывшие Ярдбердз".

Перед самым отъездом в Скандинавию группа записала (за 30 часов) свой первый диск, названный просто "Led Zeppelin".

До выхода пластинки группа особым успехом в Англии не пользовалась, и тогда их менеджер Питер Грант, которому "Лед Зеппелин" обязан не меньше, чем "Битлз" - Брайану Эпстайну, а Элвис Пресли - Тому Паркеру, решил отправиться в турне по США. До этого английские группы приезжали в Америку, как правило на волне успеха - достаточно вспомнить тех же "Битлз". Критика встретила группу (как и позже пластинку) довольно прохладно, но слушатели были в восторге.

После выхода первых двух альбомов ансамбля (1968 и 1969 гг.) в творчестве коллектива наметились два основных напрваления. Первое - хард-роковое, продолжение линии "Крим", Джеффа Бека, "Ху", "Кинкс", "Ярдбердз", с ярко выраженной блюзовой основой. Сами музыканты назвали его "тяжелый блюз". Именно благодаря песням этого направления, "Лед Зеппелин" (вместе с "Дип Пёрпл") и считается духовным отцом "тяжелого металла".

Второе - полуакустическое, с широким использованием народной музыки, продолжении линии группы "Инкредибл Стринг Бэнд". И хотя сейчас многочисленные поклонники "Лед Зеппелин" помнят прежде всего первое направление их творчества, в отрыве от второго оно дает весьма однобокое представление об ансамбле.

Обе эти составляющие проявились и в последующих записях коллектива, в том числе и на альбомах "Led Zeppelin III" и "Led Zeppelin IV".

Классикой рока стала "Песня иммигрантов" с третьего альбома, написанная в жестком, хард-роковом стиле. Примером фольклорного направления служит народная песня "Виселица" в аранжировке Джимми Пейджа и Роберта Планта. На всех концертах "Лед Зеппелин" огромной популярностью у слушателей пользовался блюз "С тех пор, как я тебя люблю".

Четвертый альбом группы, получивший также неофициальное название "альбом с рунами" из-за своего оформления, считается одним из лучших в истории коллектива. На нем записаны прекрасные песни: "Черный пес", "Рок-н-ролл", "Когда рухнет плотина" и другие. Но подлинную славу пластинке принесла ошеломляющая "Лестница на небеса" - композиция, в которой соединились различные интересы музыкантов, от акустического фолка до "предметаллического забоя".

К началу семидесятых годов "Лед Зеппелин" были не просто суперзвездами, они были одной из самых популярных групп мира.

Надо отдать должное Питеру Гранту - он очень умело подогревал интерес к ансамблю. Одна пластинка примерно в полтора года, раз в два года - огромное турне по разным странам, в первую очередь по США. У музыкантов было время искать новые пути, экспериментировать, просто-напросто жить. Неудивительно, что на всех концертах они практически всегда были в прекрасной форме - и физической, и творческой. В 1973 году вышла их пластинка "Houses Of The Holy" ("Дома святых"), на которой, помимо привычных ритмов, были записаны песни в стилях регги и соул. В 1975-м - "Physical Graffitti" ("Физические рисунки"), в 1976-м - "Presence" ("Присутствие".) В том же году вышел знаменитый документальный фильм о концерте группы в Мэдисон-сквер Гарден "The Song Remains The Same" ("Песня остается неизменной") и двойной альбом с записью музыки из фильма. И хотя критики оценили и фильм, и пластинку довольно прохладно, они, безусловно, интересны именно тем, что позволяют познакомиться с концертными вариантами известных песен, исполняемых без обычной студийной сдержанности.

После 1976 года в концертной и студийной деятельности "Лед Зеппелин" наступил трехгодичный перерыв, многие поговаривали, что группа прекратила свое существование, но в 1979 году вышла новая пластинка - "In Through The Out Door" ("Вход через выход") - по сути лебединая песня альбома. В 1980 году трагически погибает Джон Бонэм. Выпущенная через два года "Coda" ("Кода") ничего не могла прибавить к репутации "Лед Зеппелин".