Джон Пол Джонс: Моей музыке пришло время только сейчас

Сэм Рапалло, вэб-мастер www.led-zeppelin.com
Перевод Андрея Лебедева, журнал Alive #1 октябрь 1999

17 лет прошло с момента внезапного и трагического распада Led Zeppelin, но популярность группы продолжает расти, а легионы ее фанатов — множиться. Вклад каждого ее участника в общую магию был неизмерим, независимо от того, кто из них когда-то стоял в середине сцены, а кто — с краю.

Самому застенчивому и "тихому" участнику Цеппелина, Джону Пол Джонсу уделялось чрезвычайно мало общественного внимания, несмотря на то, что он некогда входил в одну из популярнейших рок-групп в мире. Даже во время шумихи, поднятой вокруг Пейдж/Плантовского концертного альбома с издевательским названием "No Quarter: Unledded", имя мистера Джонса на публике всплывало удивительно редко, тогда как сама возможность подобного, без участия Джонса, проекта выглядит как неуважение к его роли в истории Led Zeppelin.

Но Джонс в его музыкальном развитии никогда не полагался на цеппелиновское наследие. О нём всегда говорили как о "Музыканте среди Музыкантов", и он только прогрессировал и рос вместе со своим творчеством.

Некоторое время назад, когда вебмастер www.led-zeppelin.com Сэм Раппалло взял интервью у Джона Пол Джонса, речь зашла о его новом проекте — первом сольном альбоме "Zooma". С тех пор этот разговор имел все шансы устареть, но так как альбом выходит только сейчас, в сентябре месяце, то получается совсем иначе… Материал этого интервью мы и предлагаем вашему вниманию.

— Грохочущий, мощный, — так описывает Джон альбом, — и там будет действовать целый ассортимент многострунных басов. Состав такой: "бас, бас и ударные", — объясняет он, полушутя, — и это будет чистый инструментал! Я буду играть на pedal-steel гитаре, а в последнем турне мне приходилось одновременно играть ещё и на бас-педалях. Теперь я думаю, что было бы неплохо разжиться басистом! Хороший стик-басист может играть басовые или гитарные партии в то время, когда на басу буду играть я.

Потрясающий совместный проект с эклектичной Диамандой Галас в 1994 году на альбоме "The Sporting Life" было его первым турне со времён Цеппелина. Альбом был идеальным примером того, что Джонс держит "руку на пульсе" и отлично понимает, что происходит на сцене — и это одна из тех его черт, которые сделали Лед Зеппелин великими в своё время.

— Я много чего сделал после ухода из Цеппелина, но так получилось, что ни разу не играл на концерте. Я не хотел собирать новую группу и начинать с ней всё сначала. Какой смысл — я ведь уже играл в лучшей группе в мире! — говорит он. Сделав паузу в своих традиционных занятиях: продюсировании, аранжировках и сочинительстве, он вдруг захотел (для разнообразия) вновь записывать свою собственную музыку. "Если я вложу достаточно энергии, то получится по-настоящему моя музыка", — поясняет Джонс.

— Той музыке, которую я в данное время хочу творить, пришло время только сейчас. Это вам не Prodigy или Chemical Brothers и не что-то им подобное. Дорогу к музыке, о которой я мечтал уже очень давно, мостили группы, играющие индастриал.

Новое турне предполагалось начать по завершении работы над альбомом, то есть где-то в начале 1998 года. Работа с Галас была чудесным периодом для Джонса, а игра в маленьких клубах пробудила в нем приятные воспоминания. "Я почти забыл, как это было прекрасно — видеть зрителей и чувствовать их живую реакцию, вы никогда не испытаете этого на больших стадионах ".

Эта возможность — играть в маленьких залах для кучки народа — почти не представилась Led Zeppelin в их ранние годы, их популярность выросла очень уж стремительно…

— Цеппелины были концертной группой, так мы и зарабатывали нашу репутацию. Пресса нас презирала, особенно поначалу. Единственное, чем мы могли обеспечить себе промоушен — это огромным количеством концертов, особенно в Соединенном Королевстве. Прессу заменяли слухи о нас и вокруг нас. Очень помогало становившееся тогда популярным андеграундное FM радио, оно было идеальной возможностью попасть в эфир, не размениваясь на синглы. "Они могли дать в эфир целый альбом или просто пару кусков… Люди вроде J.J. Jackson нам чрезвычайно поспособствовали ". У фэнов, что называется, ехала крыша, а слава концертных выступлений группы распространялась, как лесной пожар. Группа наращивала каждую свою композицию джэмами и превращала в эдакие medley, включая в свои вещи куски из репертуара исполнителей, которых музыканты считали своими предтечами.

— Мы удлиняли наши композиции главным образом для того, чтобы самим не свихнуться. Каждое турне мы безуспешно пытались обрубить их, особенно в последние годы. Мы внушали себе: играем полтора часа! Недели не проходило, как это превращалось в два, а к концу турне уже три часа! Мощнейшая ритм-секция — "детище" Джонса и Джона Бонэма. Джонс описывал игру с Бонзо как "мечту басиста". Оба нашли пересечение своих музыкальных вкусов в музыке соул, в то время как Пейдж и Плант были с головой в блюзе и рок-н-ролле. Отпечатком магии ранних дней Цеппелинов послужил вышедший в 97 году 2СD-сборник Led Zeppelin "ВВС Sessions". Если верить написанному в магазинах, то это "лучшие из цеппелиновских выступлений на британском радио из 1969 года и концерт 1971 года. Это первый концертный релиз с 1976 года, то есть со времён саундтрэка к фильму “The Song Remains the Same”. Существует столько бутлегов материала с ВВС, что наконец пришло время выпустить его "как следует", т.е. официально. "Джимми собрал вещи в правильном порядке, мы послушали их, и я их одобрил. Было бы здорово, если бы у каждого была нормальная, ремастированная версия", — сказал Джонс.

Вопреки, вероятно, вашим ожиданиям, он не так уж часто слушает свою старую музыку. "Слушаю изредка", — говорит он, — "Это прекрасно, когда можно окунуться в те вещи и подчас быть снова поражённым ими". Если вас это интересует… в данный момент нет планов реюниона.

— Он и делают свой альбом… А я делаю свой, — резонно заметил Джонс. Для него по-прежнему загадка, как могли с ним так обойтись, и ничто не извиняет бывших участников Цеппелина в этом непонятном "неуважении". "Мы всегда были очень близки", — сказал он, — "у нас никогда не было внутренних проблем, как у Eagles и других групп", — объяснил Джонс.

Цеппелиновской антологии на CD или на видео давно уже пора было выйти и это "очень возможно" когда-то в будущем, так сказал Джонс. А пока он очень рад свежеприобретённому бокс-сету "Антология Американской фолк-музыки".

Sam Rapallo (Oct. 1997). Перевод — Андрей Лебедев.

Итак, первый сольный альбом Джона Пол Джонса называется Zooma и выходит (кто бы мог подумать!) на Discipline Global Mobile (DGM 9909), лэйбле Роберта Фриппа! Дата релиза — 13 сентября, надеюсь, что уж на этот раз его не отложат в долгий ящик. За прошедшее с момента интервью время экс-одногруппники Джонса успели выпустить несколько невразумительный (по общему мнению) сольник "Walking Into Clarksdale", объездить полмира с триумфальным концертным турне (триумфальным потому, что они вернулись к старому Цеппелиновскому репертуару), а отношение Джонса к возможному реюниону так и остается скептическим. Может, и к лучшему, а в будущем фэны получат сразу два хороших диска? Пожалуй, сейчас это больше зависит от Пейджа с Плантом, чем от Джона Пол Джонса… Время покажет.

MW