Джон Пол Джонс: "Zooma"

Андрей Лебедев, журнал «Alive» #3 декабрь 1999

Zooma Прежде чем говорить об альбоме "Zooma", следует решить для себя — хвалить его или ругать, ибо то и другое имеет достаточно оснований, и как водится, практически каждое достоинство этого альбома можно легко принять недостатком, и что самое смешное, — наоборот. По собственному описанию автора, альбом "roaring, powerful" (по-русски это примерно означает "ревущий, грохочущий, мощный"), и здесь он попал в точку! Первое же впечатление у слушателя — что его вдавливают в стенку или долбят по башке молотком. Если бы все было так просто, то вряд ли этот альбом было бы, за что хвалить — ведь "молотильных" альбомов сейчас и всегда было более, чем достаточно. Первая, титульная композиция, кроме давящей мощи, отличается неожиданным диссонансом (глючностью!) и нечеловеческой агрессией — эти лязгающие звуки, производимые гитарой под лидирующую ритм-секцию, дают именно тот эффект, что задумывалось - нагнетание атмосферы ужаса, даже почище типично индустриального вступления к этой композиции. Людям, знакомым с историей Led Zeppelin, может показаться странным и даже невозможным понять, откуда у тихони Джонса, флегматика, вечно погруженного в себя, взялась такая ярость?! Ритм-секция лидирует практически на протяжении всего альбома, даже во время невероятнейших импровизаций, которые неподготовленному слушателю покажутся сумбурными, но кто же равняется на неподготовленного слушателя? Вторая композиция вслед за первой совершает невозможное: казалось бы, нельзя больше напугать, так вот, оказывается, можно! Ближе к кон-цу раздаются таинственные голоса под какое-то сухое шипение барабанов. Это ли не индастриал? И если бы все продолжалось в том же духе, то к концу альбома слушателя прошлось бы собирать с пола веником, но к счастью, Джонс предусмотрел такой исход, и третья композиция — та самая долгожданная отдушина, то единственное, что желает слушатель в данный момент. Это очень красивый, и главное — добрый, полуакустический инструментал временами напоминающий Пако де Лусию или Эл ДиМеолу (как кому больше нравится). Ага, расслабились? Что ж, получите! Не желаете послушать цеппелиновский "When the levee breaks"? Желаете? Я бы на вашем месте так сразу не соглашался — а вдруг подвох какой… Четвертая композиция с "Zooma" лично мне чрезвычайно напомнила "Levee", но что Джонс с ней сделал! Это же кошмар какой-то, ни в сказке сказать, ни в ревю описать. Ритм, здорово напоминающий цеппелиновскую классическую композицию, переходит в дикую импровизацию, и тут же мы находим еще одно подтверждение, что не ошиблись: звучит что-то, до боли напоминающее плантовскую губную гармошку… Только это, конечно, никакая не гармошка! И опять умница Джонс предусмотрел, что может произойти даже с самым подготовленным слушателем, и пятая вещь — коротенький джазовый инструментал, несколько унылый, но он абсолютно необходим именно в этом месте и именно такой. Шестая композиция повторяет по злобе и отрыву первую и вторую, только здесь еще больше импровизации и куча красивейших гармонических находок. И, наконец, седьмая, "The Snake Eyes" ("Глаза Змеи"). Сно-ва ярость? Да что вы… Есть всего лишь красивейший ритм и мелодия в исполнении… Лондонского симфонического струнного оркестра, дирижируемого (ни за что не угадаете) Джоном Пол Джонсом! В этой вещи, кроме оркестра, все та же потрясающая бас-гитара мистера Джонса, но только в первой части, потому что вторая — полностью оркестровая, какая-то тревожная, почти бьющаяся в истерике и "классическая" — сразу приходит на ум море классической музыки… Композиция монументальная, космически-величественная, то, что называют "вечная". Восьмая композиция… Черт возьми! Это же пейджевская "White Summer" в концертной версии! Именно эти долгие терзания гитары, протяжные неуверенные всхлипы, издаваемые инструментом, затем переходящие в быструю "пляшущую" мелодию самой композиции. Девятая и последняя. Силы еще остались? Сейчас вас пропустят через мелкое сито, а из того, что останется, начнут лепить отбивную. Вещь в лучших традициях первой, второй и шестой! Два года назад Джонс