Еще немного в тему: интервью Джонса сразу после концерта в О2.
Бас-гитарист великой группы рассказал RS о тонкостях подготовки к реюниону 10 декабря и оценил вероятность продолжения банкета.
-Что вы чувствовали в день концерта?
-Я пытался абстрагироваться от важности происходящего, старался не думать обо всем этом до последней минуты. Сидел, играл на банджо весь день - это меня успокаивает. Перед каждым концертом, который мы когда-либо играли, возникала суматоха, а для нас это было проще: «Пошли, сделаем это». Но надо признать, что публика в этот раз нас встречала потрясающе.
-Очень неожиданно было услышать «Good Times Bad Times» с первого альбома как песню, открывающую программу.
-Из всех риффов, что я написал, этот - сложнее всего играть. Но с такой песни хорошо начинать, все должны быть собраны. Мы на репетициях довольно быстро поняли, что начинать надо со связки «Good Times Bad Times»-«Ramble On»-«Black Dog». Уверенность появилась за неделю до концерта, когда мы отыграли программу со всеми причиндалами, со светом и экранами. Было здорово - было помещение не такое большое, как O2, все было слышно (вот единственное, что мне не нравится в стадионных шоу - тонкостей не слышно). В том пространстве больше грува - вот было бы здорово всегда играть в залах на 2000 мест, там так хорошо все звучит! Но на концерте в O2 все было точно так, как в старые добрые времена.
-Еще неожиданно было услышать на саундчеке инструментальные версии «Good Times Bad Times» и «Ramble On»: были заметны все те пресловутые тонкости и детали, которые теряются, если поет Роберт.
-Он вообще не очень много с нами репетировал - Роберт бережет свой голос. Мы много отрабатывали вещи без вокалиста, особенно пока он был занят промоушном альбома Raising Sand. И это было очень важно для нас, мы привыкали друг к другу, что необходимо для такого процесса. Нужно ощущать друг друга и при этом оставаться свободными - я редко играю одну и ту же партию одинаково, даже в таких песнях, как «Good Times Bad Times». Да мы все, в общем-то, в этом смысле свободны; но чтобы быть свободными, нужно очень хорошо знать и чувствовать остальных музыкантов.
-Как бы вы оценили уровень Джейсона Бонэма? По-моему, он весь в отца.
-Многие сбивки, которые делал Джейсон, придумал именно он. Он так же бесстрашен, как и Джон, это да (смеется). И он прекрасно справился; видите ли, на этом концерте Джейсон словно сдавал экзамен перед барабанщиками всего мира. И с давлением он совладал - например, фантастически получился «Kashmir», особенно переходы между припевами и бриджами.
-А как изменился стиль игры Джимми, если сравнивать с семидесятыми?
-Ну, он точно ничего не потерял, стало больше рока в звучании, представляете? (смеется) На соло он вообще расходится, а в ритмических кусках все придумывает какие-то новые сюрпризы. Он заматерел, но не потерял своей энергетики.
-Еще в песне «Ramble On» Джимми воспроизвел оригинальный проигрыш, который на альбоме исполняется несколькими гитарами одновременно, а он обошелся одной.
-Да, это про него говорят «и один в поле воин». Но мы же всегда обходились своими силами, не привлекая сессионщиков или фонограммы. А на записи всегда было много дополнительных партий, и надо было что-то придумывать. Ты должен сыграть максимум возможного физически, а остальное возместить чувствами, эмоциями, которые возникают во время шоу. А вообще в тот вечер меня одолевали те же мысли, что и всегда в начале туров - «так, в следующий раз надо это не забыть» или «тут надо почетче». Я был очень напряжен, но прошло очень здорово - «Nobody's Fault But Mine» отлично получилась, а в «Ramble On» я чувствовал себя свободнее, чем обычно.
-Я заметил, что «Stairway to Heaven» вы играли чуть медленнее, чем обычно, и песня приобрела больше расслабленности, что ли - особенно ощущалось, когда Джимми заиграл тот перебор во вступлении.
-Частично это было продиктовано местом песни в программе. Раньше она была в конце наших шоу, а теперь, когда мы поставили ее в середину, нужно было подходить к песне иначе. Мне, например, очень понравилось. Это одна из особенно сложных вещей, в ней много разных частей, и нужно четко переходить от одной к другой. Вот эти гитарные куски в середине - чтобы все получилось, как надо, следует быть начеку, чуть ли не стоять на цыпочках. Концерт Led Zeppelin - такая штука, которую нельзя сыграть, если ты сонный или не собран.
-Были какие-то ошибки, промахи?
-Была парочка, но я, конечно, вам не скажу, где именно. Если вы их не услышали, то это не имеет значения.
-А вам не показалось, что весь продакшн - свет, видео и всякие цифровые эффекты заслуживает того, чтобы сразу же с этим комплектом поехать в тур?
-(смеется) Ну, пока неясно, насколько это реально - я не знаю, честно, мы дальше будем обсуждать.
-Тогда как вы обычно отвечаете на вопрос «И что будет дальше?»
-А меня никто не спрашивал после концерта! До выступления я обычно говорил - «Ну, поживем-увидим, все станет ясно после шоу». Еще раз повторю - мы будем обсуждать с остальными.