Бремя воспоминаний


Рецензия на книгу Ричарда Коула “Stairway To Heaven”

Томми Удо
Журнал Classic Rock апрель 2004

Что касается сплетен, тут знаменитый менеджер Led Zep способен переплюнуть даже Cr?e

Несовершеннолетние группиз, лошадиные дозы кокаина и героина, море выпивки - кажется, столько не выпить и за целую жизнь... Миф о цеппелинах впервые был издан в виде скандальной “Hammer Of The Gods” Стивена Дэвиса, но Коул - гастрольный менеджер, сопровождавший Zeppelin с самого начала и вплоть до трагического конца - добавил ряд убийственных подробностей, особенно в адрес славных подвигов Джона Бонэма. В этом исправленном переиздании жизнь бывших участников Zeppelin прослеживается вплоть до сегодняшних дней. И хотя их ярые фанаты найдут в ней мало что нового для себя, для всех остальных это - увлекательное и насыщенное чтиво о 70-х, об этом недолгом периоде между гибелью идеализма, свойственного року 60-х, и превращением рок-н-ролла в нечто обыденное и повседневное, вроде тушеных бобов.

Zeppelin были королями кутежей, а все остальные - The Who, Deep Purple и прочие - лишь подражали им. И если мы не найдем в этой книге таких безумств и непристойностей, как в жуткой “The Dirt” о M?tley Cr?e, так это только потому, что Zeppelin были замечательной командой, которая любила всласть покутить, в противоположность всем одурманенным наркотиками тусовщикам, которые время от времени вспоминают, что они еще и музыканты.

“Stairway To Heaven…” начинается с появления Коула на итальянском суде (куда он попал по обвинению в терроризме, после того как выехал за границу, чтобы прикупить героин перед планируемым американским турне), где он узнает о смерти Джона Бонэма. Все это напоминает какой-нибудь вульгарный бульварный роман, которых так много было в 70-х, вроде “The Tale Of Willy’s Rats” Мика Фаррена или откровенного “Groupie” Дженни Фабиан. Теперь-то подобные книжки несут в себе некое очарование эпохи. Они в равной мере забавны и трагичны. Коул - вовсе не сторонний наблюдатель, он присутствовал при всем этом и не отставал от Бонэма ни на пьянках, ни в постели с группиз, ни в скандальных ситуациях. Он приписывает себе большую роль, нежели просто роль знаменитого гастрольного менеджера, он - король кутежей. Он обеспечивал музыкантам веселье до полного изнеможения; он с удовольствием описывает грандиозные попойки и всевозможные шутки, вроде испражнений в чужие туфли, которые в наши дни вполне можно расценить как преступления против человечества.

По всей видимости, Коул был лучшим другом Бонэма и менее близок с остальными. Джимми Пейдж предстает таким же загадочным и отрешенным, как всегда, а Джон Пол Джонс - вообще скучный персонаж, который играет себе в нарды в баре их личного самолета “Starship”, пока все вокруг внюхивают кокаин, засыпанный в пупки одурманенных группиз. Что касается Роберта Планта - если читать между строк, Коул не испытывал к нему особой любви.

Книга проливает свет на некоторые инциденты - в частности, на самый знаменитый эпизод с “группи, которую изнасиловали при помощи акулы”. Коул сообщает нам, что на самом деле это была не акула, а рыба-красноперка, хотя из окон своих гостиничных номеров в Сиэтле музыканты действительно ловили акул. Однако стоит спросить себя: может ли человек, который так много пил и нюхал, достоверно передать детали? Но даже если перед вами не стопроцентная правда и не точное описание событий, эта книга все же рассказывает о Zeppelin больше, чем тысячи интервью, очерков о концертах и пресных альбомных рецензий.

Лучше чтения может быть только одно - возможность посидеть в баре вместе с Коулом и послушать этого великого рассказчика, его истории о пройденных дорогах, выпитых бутылках и разрушенных гостиничных номерах. И если он, как и любой другой великий рассказчик, порой соврет или преувеличит, это не так уж страшно, верно?


Records: 1   Pages: 1