Очень, очень сложно говорить… Спокойной ночи
Стивен Роузен
Журнал Сlassic Rock, #84, британское издание 2005
перевод Елены Ерёминой aka Sagittarius, специально для сайта LedZeppelin.Ru
Последнее американское турне Led Zeppelin 1977 года должно было стать самым великолепным. Но таковым не стало. Висело напряжение, неприятное ощущение, отрицательные эмоции, - и это было только началом. Classic Rock вспоминает, как это происходило на борту цеппелиновского самолёта, когда перспектива существования, сброшенная на огромной скорости, никогда ещё не была так близка к остановке сердца
15 апреля 1977 года. Сегодня Led Zeppelin выступают с девятым концертом второй части 11-го американского турне. Я на борту «Колесницы Цезаря», авиалайнера Боинг-707, созданного по специальному заказу группы. Названная по имени императора-завоевателя, который в конечном счёте был обречён на зависимость от собственной славы, эта блестящая, роскошная, снаряжённая для полётов крепость теперь везёт на себе вторгающуюся силу особенных людей. Несколько часов назад цеппелины с большим успехом уничтожили при полном аншлаге аудиторию язычников-гуляк из Blues Arena в Сент-Луисе. Теперь мы возвращаемся в Чикаго, где группа будет разрабатывать план операций на следующие несколько недель гастролей.
В двух предыдущих турне, 1973 и 1975 годов, они придерживались похожей стратегии - позиционируя себя в одном месте локации и затем вылетая оттуда на выступленияконцерты. Такая оригинальная идея принадлежала администратору турне Ричарду Коулу, старшему лейтенанту и на длительный срок «наркодилеру» менеджера Led Zeppelin Питера Гранта.
«Это мало чем отличалось для меня от турне 1975 года, - говорит Коул. - Всё тот же процесс работы. Мы владели 707-м авиалайнером, я вёл разведку по городам в окружении Чикаго. Было удобноее выезжать в 3:00-4:00 дня, садиться на самолёт и лететь в тот город, в котором мы собирались давать концертвыступать, и сразу после этого возвращаться обратно в Чикаго».
А вот каким курсом мы следуем. Я уютно устроился на 11 дней в Ambassador East Hotel в Чикаго. Полторы недели необузданных крайностей и тёмных гулянок. Первое уравновешивало второе. К примеру, самолёт укомплектован баром, двумя спальнями, 30-футовым диваном и органом Hammond. Роскошь сопряжена со стесняющей ценой - аренда самолёта стоит 2500$ в день. Стоит ли он этого? Но кого это волнует? Явно не Led Zeppelin.
Кроме того, посреди этой роскоши вы не можете не обратить внимание на то, как барабанщик Джон Бонэм с грохотом вертится у кабины с какой-то бутылкой чего-то в руке, приветствуя любого, кто попадётся на его путикого встретит, с едва скрываемым презрением. Он проходит мимо меня, и я не смею взглянуть ему в глаза - это одна из множества инструкций, которую мне дали для пребывания с Led Zeppelin.
В тот день, когда я прибыл, за мной в аэропорт прислали лимузин, чтобы забрать меня. Джанин Сэйфер, публицист группы, сопровождала меня Ппо дороге в отель меня сопровождала Джанин Сэйфер, публицист группы. Пока мы ехали, она изложила мне 5 правил, которых нужно строго придерживаться, находясь в этом кочующем цирке. Правило №1 - никогда не заводить разговор с кем-либо из группы, пока они сами не заговорят с тобой. Правило №2 - не разговаривать с Питером Грантом или Ричардом Коулом - ни при каких обстоятельствах. Правило №3 - держать магнитофон выключенным всё время, кроме случая, когда позволят взять взятия интервью. Правило №4 - никогда не задавать каких-либо вопросов, кроме музыки. Правило №5, самое важное, запомни - группа будет читать, что о ней напишут. Группа не любит прессу.
Всего за два дня до этого я был удостоен первой аудиенции у Джимми Пейджа. Я начал думать, что больше такого никогда не случиться. Но в комнате Рраздался телефонный звонок в комнате, и голос проинформировал меня, что Джимми Пейдж хотел бы сейчас меня видеть.
Так меня провели (внутри отеля невозможно передвигаться куда-либо без эскорта) в его пышные апартаменты номера-люкс. Первое, что бросилось в глаза:Невозможно было не заметить сломанный телефон, дырау в стене и наполовину опустошённаяую бутылкау Jack Daniel’s, высоко возвышающаясяуюся над тумбочкой рядом с кроватью. Бутылка запрокидывалась и опорожнялась через определённые интервалы времени на протяжении всего нашего разговора, его речь становилась всё более неразборчивой и обдуманной. Это было больше, чем гитарист, напившийся в начале дня, - это 1977 год, 11-й американский тур Led Zeppelin, и склонность Пейджа к алкоголю теперь тщательно документировалась. Но нет, это было ещё большее - скрытый прилив гнева в каждом невнятно сказанном слове, как будто он находится в позиции постоянной самозащиты или даже паранойи. Как факт, он размозжил о стену телефон, потому что чувствовал, что ему сильно мешают, к тому жеи ему не хотелось, чтобы шпионские уши перехватывали разговоры по телефону.
«У меня есть два разных подхода, - объясняет Пейдж, вертя в руках останки разбитого телефона. - В том смысле, что в студии я подхожу к делу иначе, чем на сцене совсем иначе, чем я подхожу к делу в студии. Во время работы надНа «Presence» у меня был контроль над всеми элементами, которыми можно было пожертвовать ради той пластинки. Факт того, что он был сделан за три недели, и всё остальное, очень важен для меня. Это было хорошо во всех отношениях, действительно, даже несмотря на то, что это было очень тревожный период. Тревожность открывает мысли группы: «Будет ли Роберт снова ходить после автоаварии в Греции?» и вещи тому подобные».
Кажется, что Джимми замолкает, испытывая боль от той почти фатальной аварии. 4 августа 1975 года Плант, его жена Морин, сестра Планта, их дети и ребёнок Пейджа ехали на машине, взятой на прокат, когда неожиданно отказало управление.на взятой в прокат машине, которая вышла из-под контроля. У Роберта были сильно повреждены лодыжка и локоть, а дети получили различные ушибы и травмы.
Поэтому турне 1977 года началось под завесой тучи. Осадок от развернувшейся драмы, казалось, окутал каждый аспект турне тёмным туманом. Конечно, никто в то время не осознавал этого, но увеселительная поездка 77-го года стала последним ураганным маршем через Америку - их лебединой песней.
При посадке на «Колесницу Цезаря» для возврата из Сент-Луиса в Чикаго Джанин Сэйфер, сообщила, что самое важное интервью с Джимми может состояться во время сегодняшнего полёта. Но прежде Вам следует узнать, что машина Zeppelin хорошо заправлена бензином и прекрасно настроена. Расписание сохраняется и непрекословно исполняется. Если что-то случится - значит, так захотели Zeppelin, и в тот момент, когда они этого захотят. Всё под полным их контролем.
Чуть позже меня оповещают, что мне предоставлено 15 минут разговора с Джимми (во время рейса длительностью 30 минут). После того, как самолёт набрал высоту, я перебираюсь в хвостовую часть. Сэйфер наготове, за ней следует монстр из службы безопасности, затем я, шествие замыкает ещё один охранник. Я приветствую Джимми (сложно сказать, узнаёт ли он меня или нет), сажусь, и мы начинаем разговор.
«Когда всё оборудование приехало сюда (в США, для турне), мы отрепетировали материал, и были на высоте, действительно в форме - тип-топ. Потом Роберт подхватил ларингит, пришлось перенести многие концерты, и перетасовать их - я не играл на гитаре пять недель. Я немного паниковал из-за всего этого - спустя два года безвылазно было о чём задуматься. ИЯ я всё ещё только разогреваюсь; всё ещё не могу скоординироваться на многих вещах, которые мне нужно сделать. Сойдёт? - Нет, это неправильно. Я ещё не чувствую 100%-ной уверенности».
Пока я наклоняюсь вперёднагибаюсь, пытаясь расслышать поверх назойливого, дошедшего до предела шума, похожий на представителя властей человек внезапно хватает меня сзади за плечо. Я думаю, что прошло 15 минут: меня заставляют подняться с кресла и насильно разворачивают. Передо мной стоит всерьёз обозлённый Джон Пол Джонс. Вот когда мой мир оказывается разгадан: «Роузен, чёртова врущая сука, мне следовало убить тебя».
Злость в его голосе ошеломляет меня. Я испытываю ощущение отстранённости. Но каждый раз, когда я закрываю и открываю глаза, я всё ещё там, стою, уязвимый, на самолёте, летящем со скоростью 600 миль/час по направлению к пункту назначения, в который я теперь не хочу попадать.
Два дня назад случилась другая история. Мы вместе с Джоном Пол Джонсом красочно проводили время. Никакого Jack Daniel's, сломанного телефона, только тихий басист, ведающий мне о том, как он встретил Пейджа и первым был приглашён сюда.
«Я время от времени я занимался сессионной работой - на протяжениив течение трёх или четырёх лет, - рассказывалсказал он. - До этого я пересекался с Джимми на сессиях. Всегда был Большой Джим и Маленький Джим. Большой Джим Салливан (сессионный лидер-гитарист), Маленький Джим (Пейдж), я и ударник. Если не считать Кроме сессий в группах, на которых он играл соло и материал вроде того, Пейдж всегда заканчивал на ритм-гитаре, потому что не очень хорошо умел читать (музыку). Он умел читать аккорды и материал, но ему приходилось делать всё, что ему говорили, когда он подключался к сессии. Поэтому мне доводилось часто видеть его сидящим с акустической гитарой и извлекающим аккорды.
Я всегда думал, что жизнь бас-гитаристов в те времена была более интересной в те времена, потому что: никто не знал, как писать для баса, поэтому они обычно произносили: «Мы дадим тебе лист с аккордами, а ты попробуй разобраться с ним». ДПоэтому даже на самых плохих сессиях можно было отделаться заговариванием зубов…».
После этого Джонс стал работать дома, аранжируя материалы для других людей.
«Я присоединился к Led Zeppelin, насколько я помню, после того, как моя супруга сказала мне: «Когда ты прекратишь слоняться по дому? Почему бы тебе не присоединиться к группе или к чему-тонибудь ещё?». Я ответил: «Да, нет такихникаких групп, в которые бы я пошёл, о чём ты говоришь?». И она сказала: «Ну, вот, посмотри, Джимми Пейдж набираетформирует группу». По-моему, это был журнал Disc. «Почему бы тебе не позвонить ему?». Я позвонил ему и спросил: «Джим, как дела? Ты уже нашёл группу?» (ещё не было). И сказал ему: «Ну, если тебе потребуетсябудет нужен бас-гитарист, звони мне». Он ответил: «Хорошо. Я собираюсь (в Бирмингем) посмотреть певца, о котором мне говорил Терри Райд, он вполне может иметь на приметевозможно он знает какого-нибудь барабанщика. Я позвоню тебе, когда увижу, что они из себя представляют».
Он поехал туда, посмотрел Роберта Планта и сказал: «В этом парне действительно что-то есть». Мы начали под названием The New Yardbirds, потому что никто не стал бы ходить на нас под каким-нибудь другим именем. Где-то за 3 недели мМы отрепетировали концертвыступление, альбом и турне, и оно началось».
«Но сначала мы встретились в той маленькой комнате, просто чтобы посмотреть, можем ли мы вообще сыграться, - вспоминал Джонс ранние дни группы. - Усилители были от стены до стены. Джимми спросил: «Знаете ли вы вещьномер под названием «Train Kept A Rollin?». Я ответил: «Нет». И он сказалпояснил: «Это просто, от G к A». Он начал отсчёт… и комната просто взорвалась. Мы сказали: «Здорово. Мы слушаемся. То что надо, это будет работать!». Мы просто выросли там. (И сейчас) Я бы не расстался с Led Zeppelin и за весь мир».
Невозможно не поверить Джонсу. Led Zeppelin были его жизнью и страстью. И он всегда защищал группу, как сказал мне, от тех, кто пытался её разрушить. Он рассказывал о критиках, в основном, журналистах, которые говорили ему, как они обожают группу, а потом поворачивались и писали едкие рецензии.
Сегодняшнее столкновение со мной на борту самолёта группы было всей той страстью, налившейся ядом. Басист сыпет ругательство за ругательством. И хотя я ни разу в жизни не оказывался в драке, его завуалированные угрозы не вызывают у меня большой тревоги. Джонс, как я почувствовал, был тем, против кого, возможно, я смог бы постоять за себя. С другой стороны, позади него были парни… Они стреляли в меня взглядами, которые передавали очень короткое сообщение: сделаешь хоть малейшее движение в сторону этого человека, что перед тобой, и ты об этом пожалеешь.
В этот момент я замечаю в его правой руке экземпляр Rock Guitarist. Джонс свернул его в трубку и стал похлопывать им о левую ладонь. На обложке издания фотография Джеффа Бека, внутри интервью с Джеффом Беком, которое я написал несколько лет раньшетому назад. Я принёс копии для него и Джимми; Джонс и Пейдж, конечно же, оба знают Джеффа Бека, и подумал, что этот жест покажет меня немного причастным к молодёжной культуре.
Но эта статья привёла к тому, что Джонс стал сходить с ума. Это было моё достижение неоперившегося писателя. Как результат, оно и почти год бесплодных звонков в нью-йоркские офисы Swan Song Нью-Йорка привели меня к Led Zeppelin. И теперь после такого сближения всё внезапно начинает смахивать на то, что я уйду с пустыми руками. В тот же момент до меня дошло - осознание того, что я послал Джонса глубоко далеко, обманув его доверие. Несколько раз я говорил ему, какая это для меня честь быть с ним в дороге, и он верил тому, что я говорил, вплоть до того момента, как прочёл участок про Бека. Та самая вещь, которая привела меня сюда, меня же и хоронит. Я был предупреждён. Мне следовало помнить Пятое правило («группа читает всё, что о ней пишут»). Во вступлении про Джеффа Бека, написанном три года тому назад, было следующее суждение о ранней работе Пейджа: «Ровесник Бека, Джимми Пейджа потерпел неудачу, пытаясь воссоздать магию, с которой он выступал в качестве гитариста The Yardbirds. Начало Led Zeppelin стало не более чем грандиозной репродукцией прошлой работы Бека…» и т.д. Это было глупо и нелепо - мне до сих пор стыдно за то, что я это написал.
Джон Пол Джон стоит передо мной, требуя возврата всех кассет с записью интервью группы. Я обязан был сделать это незамедлительно.
Дуэль с Джоном Пол Джонсом разрешилась. Но для порядка, чтобы вещи приняли правильный вид, нужно понимать, какой могущественной группой были в то время Led Zeppelin. К 1977 году квартету нечего было доказывать, и некому доказывать. 30 апреля того года группа установила новый мировой рекорд по самой большой аудитории для одного выступления, когда они собрали 76229 человек на концерт в Silverdome в Понтиаке, Мичиган. За выступление была получена ошеломительная сумма - 792361$ (также новый рекорд) после продажи билетов за один - до Интернета, запомните - день.
В предыдущем году Led Zeppelin заняли все места по результатам голосования среди читателей Circus, победив как лучшая группа, гитарист, вокалист и пишущий песни коллектив.
Также в 1976 году группа выпустила «Presence», альбом, обнаруживающий сложную музыкальную задумку группы (хотя он и не очень хорошо продавался), вслед за ним позднее в том же году вышел саундтрек к «The Song Remains The Same», фильму, приоткрывавшему личность-через-потворство-своим-желаниям. Жажда наслаждений, отображённая которая в нём отображена, приведёт к возмутительным крайностям в турне Led Zeppelin 1977 года.
Это была группа, которая жила так, как живут супергерои. Они вели себя как короли, и не могли видеть - или отказывались видеть, - что пожираются той самой машиной, которую они создали. Но, находясь с ними, вы также становитесь частью их невероятного приключения.
«Уверен, все мы ощущали некоторую непобедимость в том турне, - комментирует Гари Карнс, руководитель осветительной группы. - Будучи связанными с Led Zeppelin, казалось невозможным не иметь дополнительное чувство власти. Уверен, группа чувствовала то же самое, и я знаю, что весь сопровождающий турне персонал пребывал в ощущении неуязвимости».
Я прибыл, когда шла первая часть турне, начавшаяся 1 апреля в Далласе, Техас. Несмотря на приближающиеся бьющие рекорды по аудиториям и сборам, всё смотрелось как сквозь тусклое стекло. Никто не мог стереть из памяти почти гибельную автомобильную аварию Планта двухлетней давности, да и теперь 51-концерт и завоевание 30 городов началось с почти месячной задержкой в результате болезни горла, которую он подхватил. Ко всему прочему, Питер Грант страдал от унижения, не считая уже эмоциональную боль, оказавшись брошенным женой.
Уже после первого выступления в Чикаго Пейджа стало мутить от того, что Джек Калмис называет «рок-пневмонией». Калмис - это глава Showco, компании, которая поставляет световую и звуковую технику, подмости и осуществляет материально-техническое снабжение турне.
«Царила просто невероятная напряжённость в начале турне 1977 года, - вспоминает Калмис. - Это привело просто к пессимистичному старту. Он был гораздо более тёмным, чем какой-либо тур Led Zeppelin до этого (Калмис принимал участие в турне 1973 и 1975 годов). У Zeppelin всё ещё были моменты величия, но некоторые концерты были тяжёлыми и невдохновляющими».
Действительно, на четвёртом или пятом концерте я увидел, что группа пребывала в состоянии, как будто просто исполняла второстепенные номера. И хотя никого не было на разогреве, и группа частенько играла более трёх часов, музыка казалась безжизненной и неэмоциональной. Многие зрители начинали проявлять буйство во время беспрерывных выступлений, бросая на сцену фейерверки и другие предметы; я видел, как ни один сотрудник службы безопасности хватал нарушителя и силой вытаскивал из помещения.
Гари Карнс, начальник по световому направлению Showco, видел каждый концерт как на ладони. Сидя на сцене всего в 10 футах от Пейджа, он слышал разговоры вполголоса между гитаристом и вокалистом. «Частенько Роберт называл песню, а Джимми спрашивал: «Роберт, а как звучит эта песнявещь?». Роберт оборачивался и напевал ему. И Джимми тогда отвечал: «Да-да, понял, я понял». Или Роберт называл песню, а Джимми начинал с другой. Случаи, когда Джимми не мог вспомнить, как звучит песня, происходили очень-очень редко, но такое случалось».
Помимо этих проблем внутри арен, снаружи совершались ежевечерние ритуалы обезумевших цеппоманов, заканчивающиеся небольшими потасовками с местной полицией. Перед концертом в Сент-Луисе я был свидетелем того, как горячие, но оказавшиеся без билетов, поклонники делали попытки прорваться сквозь баррикады. Слонявшиесяющиеся группы отчаянных и ревностных фанатов швыряли пивными банками и затеивали небольшие драки. Во время одного прибытия, Питер Грант вышел из лимузина и направился к группе полицейских, едва сдерживавших разбушевавшуюся толпу разбушевавшихся людей. И хотя я не мог отчётливо слышать, что большой и сильный менеджер говорил, его действия были поразительно ясны. Он обратился к нескольким сотрудникам из собственной службы охраны и показал им жестом, чтобы они шли в сторону вступивших в бой полицейских. Несомненно, Грант добился того, чтобы никто не вошёл на концерт без билета.
Питер Грант, бывший вышибала и борец, был, во многих отношениях, олицетворением свинцового дирижабля. Ростом более шести футов и весом более трёхсот фунтов, он использовал свою устрашающую внешность для поддержания порядка и меньших трат сил и нервов. Он был безумно непробиваемым и к 77-му оставался таким же. Он изолировал членов группы настолько, насколько это было возможно - отсюда частный самолёт и прошедшая ритуальный обряд иерархия службы безопасности, заведующих и команды. Он не выносил любых проявлений непокорности от собственных людей, и, благодаря аудсайдерам, его бренд правосудия быстро стал узнаваем. Смысл его существования был простым: защищать свою группу и её финансы. Когда обнаруживался бутлегер или неаккредитованный фотограф, счастливчиком оказывался тот нарушитель, который отделывался только словесным выговором и конфискацией нелегального товара или фильма. Я никогда не видел инцидента, выходящего за эти рамки, но мне об этом рассказывали.
«Я транспортировал самолёты и всё, что нужно для группы, в Англию, пока не возникло это турне, - говорит Джек Калмис, президент Showco. - У них были офисы на King's Road, и они проводили большую часть времени в пабе, расположенном на этой улице. Но у нас состоялась большая встреча наверху офиса Питера Гранта, и он сказал: «ОК, Калмус (намеренно с ошибкой произнося его имя Калм-ус вместо Калм-ис), что у тебя есть для этого турне?». Тогда я встал и сделал презентацию, представив всем эти крутые световые эффекты и лазеры и назвав цену 17500$ за шоу. Вся комната замерла. Они устремили взор в сторону окна, Бонэм подошёл и поднял окно - выглядело так, как будто они собираются вышвырнуть меня туда. Они могли это сделать. Затем, когда драма стала перерастать в то, что казалось растянутым во времени, они все начали хохотать, потому что я явно выглядел так, как будто вот-вот наложу в штаны».
Цеппелиновский юмор. Но никто не смеялся, когда Джон Пол Джонс конфисковал мои записи. Я понимаю теперь чувства Калмиса, потому что обратный полёт в Чикаго показался мне бесконечным.
По прибытию мы вернулись в Ambassador East, и я упаковал свой багаж для раннего утреннего рейса в Лос-Анджелес. Грозные взгляды вышибал подсказывали мне, что мне больше здесь не рады, и я поспешил уйти.
Джанин Сейфер, публицист группы, уговаривала меня пойти и поговорить с Джоном Полом, попытаться объяснить ситуацию с моей статьёй. Я спустился вниз к его апартаментам в отеле, постучал в дверь, и как только она открылась, у меня помутнел разум - я стоял там опять как идиот. Чтобы выйти из ситуации, я написал ему письмо. Вручил ему. Он взял его и шокировал меня, вернув мои записи. Сказал, что считает меня куском дерьма из жизни низших классов общества, и что я - самый плохой писатель из всех, что ему доводилось читать, и всё равно несу ответственность перед журналом за содеянное.
Мой цеппелиновский рассказ появился в июльском выпуске Guitar Player 1977 года. Как-то вечером - минуло около месяца с той поездки с Led Zeppelin - я выбираюсь в клуб Starwood в Вест-Голливуде. Сидя с братом Миком, наблюдаю за Detective, группой Swan Song, подписывающей контракт с лейблом. Мик говорит, что в углу Джон Пол Джонс, и он идёт в нашу сторону. Я рассказывал ему о том столкновении, поэтому подумал, что он просто разыгрывает меня. Затем поворачиваюсь и вижу, что передо мной стоит Джонси. Я жду, что он начнёт оскорблять, но вместо этого он протягивает руку дружбы. Он прочёл моё письмо и понял - то, что я написал в статье про Джеффа Бека, происходило от неопытности журналиста. Ему понравилась статья.
После выступления в Лос-Анджелесе Led Zeppelin полетели в Окленд, Северная Калифорния, - шла заключительная часть турне. И то, что там случилось, вдохнуло новую жизнь в легенду о проклятии Led Zeppelin. Ужасное было завершение.
«Я стоял прямо у того трейлера, когда это всё происходило, - вспоминает Джек Калмис. -Там был сын Питера Гранта (Уоррен), он направился на закрытую часть территории, и один из охранников Билла Грэхэма (промоутера) отогнал его, но он не ударил его, и не сделал что-то ещё. Братья Биндоны (Джон Биндон был британским актёром, ставшим сотрудником службы безопасности) и Питер схватили этого парня, отволокли в один из этих трейлеров и избили до полусмерти. Я не был в том трейлере, но стоял рядом с ним. Этот парень (Джим Матзоркис) был довольно крепким малым, а они сделали из него фарш.
Братья Биндоны слыли бандитами, входившими в круг друзей Питера Гранта, и сопровождали всё турне в качестве сотрудников службы безопасности. И они вносили элемент тёмной загадочности во всё это. Единственное, что я помню о Джоне Биндоне, - мы были в Roxy (в Лос-Анджелесе, накануне концертов в Окленде), он сидел в дальнем углу с Led Zeppelin и выяснял отношения со своим парнем, привлекая внимание публики из 50 человек (Биндон имел к этому большой талант). А позже Джон Биндон нанёс ему удар ножом в сердце (он был признан невиновным в убийстве в 1979 году) -; звучит прямо как сюжет блюзовой песни».
Администратор турне Ричард Коул, ещё один участник события, довершил рассказ: «Когда группа ушла со сцены, Питер пошёл вслед за парнем с Джонни Биндоном. Я стоял снаружи у фургона с железной палкой в руках, не давая никому приблизиться и войти, потому что за Гранти и Биндоном последовали люди.
На следующий день мы вчетвером были арестованы. К счастью, один из наших парней из службы безопасности знал одного из ребят из спецподразделения полицииSWAT.team и сказал им: «Эти парни не опасны, я работаю с ними много лет». Они сообщили, что хотят видеть Питера, Джона Биндона, Джона Бонэма и меня. На нас надели наручники, увезли в тюрьму, а затем спустя час или около того отпустили, и мы ушли».
И если бы сага о Led Zeppelin завершалась как незаконченная блюзовая песня, это не был последний стих. Турне 77-го года принесло ужасный урон каждому - после Окленда члены группы разделились: Джон Пол остался в Калифорнии; Джимми и Питер - в Сан-Франциско; Бонэм, Коул и Плант направились в Новый Орлеан. В течение нескольких часов по прибытию в отель Royal Orleans Роберту позвонила жена. Последний стих стал дописываться.
«Первый телефонный звонок сообщил, что его шестилетний сын (Карак) болен, - поясняет Коул. - Второй телефонный звонок… К несчастью, Карак тогда скончался».
Песня никогда бы не осталась такой же. В 1979 году Zeppelin отыграли несколько разогревающих концертов в датском Falkonertatret, а в августе - сыгравших заметную роль два концерта в Небуэрте, Великобритания. Около года спустя, 25 сентября 1980 года, Джон Бонэм был найден мёртвым.
«Я никогда не забуду последние слова, которые услышал от Роберта Планта, - подытожил директор по свету Гари Карнс. - Это выступление стало моим последним концертом с ними - моим 59-м. Я был на сцене на втором концерте в Небуэрте. Группа только что закончила играть «Stairway To Heaven». Роберт стоял, смотря поверх моря кричащих от удовольствия поклонников с зажигалками в руках. Это был волшебный, мистический момент. Потом он подошёл к краю сцены с микрофоном, продолжая смотреть, и произнёс: «Очень, очень сложно говорить…спокойной ночи». Быть свидетелем таких завораживающих слов… Я никогда не забуду этого момента».
Records: 1 Pages: 1