Величайшее шоу на земле
Брэд Толински
Журнал Guitar World июль 2003
Перевод Елены Ерёминой
Они крушили отели, грабили Америку и одновременно сбывали миллиарды альбомов. В своём наиболее исчерпывающем интервью гитарист Джимми Пейдж ведёт беседы о магии, мифе и музыке Led Zeppelin, самой лучшей концертной группе в истории рока. «Турне были самым настоящим торжеством наслаждения, - произносит Джимми Пейдж с лукавой и загадочной улыбкой. - Да, именно так оно и было, и это было действительно весело». Кто бы в этом сомневался. Led Zeppelin наметили план рок-н-ролльной вакханалии. Начиная с самого первого турне в 1968 году вплоть до последнего турне 1980 года, никто не делал этого с таким размахом, с таким буйством и дикостью как гитарист Джимми Пейдж, вокалист Роберт Плант, басист Джон Пол Джонс и барабанщик Джон «Бонзо» Бонэм. Они установили стандарт по крушению номеров отелей и налёту на группи. И делали это в чрезмерном изобилии и в стиле, полном роскоши. Для большинства их подвиги были частью легенды, облачённой в тёмные слухи и молву. Прославленные цеппелиновские гастрольные крайности происходили главным образом за бархатными ограждениями ринга, в распущенном мире экзотичных женщин, дорогого кокаина и оккультизма. Мало кому было разрешено проникнуть в него, другим оставалось лишь подслушивать у двери или подсматривать в глазок с тщетной надеждой обнаружить правду за слухами. Но их таинственный мир не стал бы представлять большого интереса, если бы Led Zeppelin не являлись самой продаваемой группой в истории Atlantic Records и самой великой концертной рок-группой, которая когда-либо была на земле. Кто-то может продолжать заниматься выпуском альбомов с последними притязаниями, но теперь им станет гораздо труднее: им придётся вступать в бой с двумя вышедшими релизами новых концертных цеппелиновских ретроспектив. Поражая как звуком, так и видео, потрясающий DVD «Led Zeppelin» демонстрирует уникальные концертные выступления, запечатлённые на плёнку в течение всей 12-летней карьеры группы. Укладываясь почти в 5,5 часов, двойной сборник вращается вокруг четырёх исключительных цеппелиновских концертов: их появления в лондонском Royal Albert Hall в январе 1970 года, всего через год после выхода дебютного альбома; их пятидневного выхода в лондонском Earl's Court в мае 1975 года; и рекордно-нашумевших концертов по количеству посетителей во время Knebworth Festival, проходившего в Англии в августе 1979 года, за год до смерти Бонэма. Каждое выступление восстанавливалось, микшировалось и ремастировалось в Dolby Digital 5.1 surround sound под строгим контролем Пейджа. Кроме этого, DVD содержит материал из цеппелиновских концертов июля 1973 года в нью-йоркском Madison Square Garden, который не вошёл в их концертный фильм «The Song Remains The Same», а также завораживающие фрагменты из телевизионных выступлений, промо-клипов и интервью.
Дополняет DVD «How The West Was Won», невозможно хороший 3хCD с отобранными концертами Zeppelin 1972 года, проходившими в Los Angeles Forum и Long Beach Arena 25 и 27 июня. Эти выступления - легенда среди знатоков цеппелиновского творчества и бутлегеров. Послушав «How The West Was Won», вы поймёте почему. Наряду с вдохновенными произведениями «Stairway To Heaven» и «The Immigrant Song» звучит мощная 23-минутная версия «Whole Lotta Love» и вызывающая оргазм 25-минутная версия «Dazed And Confused». Как объясняет Пейдж: «От концертов в Лос-Анджелесе гудели даже колонки - сразу видно, что мы находимся на высоте. Когда мы так играли, возникало ощущение присутствия какого-то мистического пятого элемента». Эти ошеломительные и волшебные выступления не оставляют даже шанса предыдущим концертным релизам цеппелинов, таким как «The Song Remains The Same» и «BBC Sessions». На протяжении всех трёх дисков Пейдж импровизирует с таким огнём и ловкостью, которых нет даже в предыдущих релизах, в то время как Роберт Плант поёт с мощью человека, выбрасывающего стероиды прямо в ад. Твёрдая рука Джона Пола Джонса сдерживает это безумие, сосредоточивает группу и не даёт уйти от главного в музыке. Но настоящее откровение здесь - Джон Бонэм, звучание которого подобно тому, как будто он запускает в действие вереницу динамитов, а не просто играет на барабанах. В нижеследующем интервью Пейдж объясняет, как эта бродячая группа виртуозов ухитрилась завоевать Америку и произвести революцию в музыкальной индустрии, всё это время не переставая веселиться, что станет образцом для каждого гастролирующего рокера на многие годы вперёд. Поскольку история ослепительного взлёта Zeppelin уже была рассказана раньше, наверное, будет интересно теперь узнать, как далеки они были в своих предположениях в отношении будущего. Наряду с комментариями по захватывающим моментам необычной карьеры группы Пейдж пускается в тёмную сторону жизни Zeppelin - места, в которые никому до этого не позволялось заходить, - и в свой мир «чистейшего наслаждения».
Guitar World: DVD «Led Zeppelin» содержит фактически всё то, что когда-либо снималось группой профессионально. Так почему материал составляет всего 5 часов? Это же очень скромно для такой значимой группы как Led Zeppelin.
Jimmy Page: Сложно на это ответить. Во-первых, нужно вернуться назад к тому времени, когда мы образовались в 1968 году, и к тому, что происходило в это время в Англии. BBC контролировала английские радиопрограммы, и прогрессивная рок-музыка находилась в самом конце списка их приоритетов. Когда же мы выступали, то всегда настаивали на исполнении таких коротких вещей как «Communication Breakdown» и таких длинных как «Dazed And Confused» - это должно служить хорошим комментарием к тому, где находилась группа и к чему шла. Конечно же, BBC не могла нам позволить этого в программе «Top 20». Поэтому нашей единственной возможностью сделать себе промоушн на радио являлась игра в рамках небольшого числа концертных рок-программ, разрешавших исполнять по две-три песни. Мы пользовались этими редкими возможностями, но это был минимум из того, что мы могли показать. Другим способом сообщить о себе было телевидение, но и там шансов практически не было. DVD позволяет увидеть лишь немногое из того, чего нам удалось добиться - фрагмент выступления группы на датском телевидении, довольно смешной, смешной потому, что аудитория нас жутко испугалась. Испугалась настолько, что даже не знала, что делать - продолжать смотреть или бежать. Мы добавили ещё выступление группы на французском шоу. Они действительно наняли оркестр Армии Спасения, который играл перед нами, то есть ясно, что они совсем ничего о нас не знали. Даже когда мы делали саундчек, внутреннее состояние было просто ужасным. Всё дошло до того, что мы решили: нам не имеет смысла продвигать себя через телевидение. То, как они представили нас, было полным отстоем, а звук просто бедствием. В те дни телезрители могли довольствоваться всего одной двухдюймовой колонкой! А цеппелиновская музыка не предназначалась для прослушивания через одну двухдюймовую колонку.
Guitar World: Безусловно, группа быстро поняла, как продвигать себя без помощи радио и телевидения.
Jimmy Page: Совершенно верно. Мы сделали концертные выступления главным направлением. Мы решили нарушить общепринятое правило. У меня была довольно хорошая репутация по игре в Yardbirds, поэтому люди интересовались тем, что я делаю. И как только они увидели нас, новость начала передаваться из уст в уста, и мы очень быстро стали популярными.
Guitar World: В Америке было тоже самое?
Jimmy Page: Похоже. Yardbirds были даже более популярными в Америке, чем в Великобритании. У нас были насыщенные турне, и этот опыт помог мне настроиться на развивающиеся вкусы американского рынка. Я знал о существовании ещё одной огромной сцены - андеграунда, которого не интересовали синглы. В конце 60-х годов американское FM-радио придерживалось свободной формы и проигрывало альбомы целиком, включая экспериментальную музыку таких групп как Yardbirds, Cream и Traffic. Я знал, что это будет лучшим средством для Led Zeppelin.
Guitar World: Оказывали ли FM-станции поддержку?
Jimmy Page: Да, с самого начала. К тому времени, как мы прибыли в Штаты, люди уже познакомились с первым альбомом, и это очень облегчило дело. Аудитория была значительно более осведомлённой в музыке, а Соединённые Штаты настолько огромны, что мест для выступлений было гораздо больше - возможностей было больше во всех отношениях.
Guitar World: То есть Ваша проницательность коснулась не только музыки. На социологическом уровне Вы видели растущую важность FM-радио, рок, ориентированный на альбомы, и развитие концертной индустрии. И Вы создали группу, которая могла бы получить выгоду от этих перемен.
Jimmy Page: Совершенно правильно. Например, в Америке мы не выпускали синглы для станций Top 20, но выпускали синглы для FM-радиостанций, ориентированных на альбомы. Мы не должны были сочинять песни для рынка поп-синглов: для нас это стало бы смертельным поцелуем. Когда люди слышали новую песню Led Zeppelin на FM-радио, они знали, что будет новый альбом. Вот как это переводилось. Была и другая вещь, помимо неофициального выпуска традиционного сингла, - мы призывали людей покупать альбомы. Это было необходимо для нас. Мы хотели, чтобы они имели полное представление о группе. Плюс, мы не собирались подлаживаться под чьи-либо принципы по поводу того, какой должна быть песня, или как долго она должна звучать. Я имею в виду, что мы не ловили удовольствия от трёхминутных синглов. Даже «Whole Lotta Love» не подлаживалась под это. Это была совсем другая песня.
Guitar World: Раз вы были счастливы, продвигая группу посредством радио и концертных выступлений, почему вы тогда засняли выступление в Royal Albert Hall в 1970 году?
Jimmy Page: Мы не были инициаторами съёмки. Это было начало 1970 года, только что вышел «Led Zeppelin II», и мы действительно становились уже большими. И вот директор «Tops Of The Pops» (британской ТВ-программы музыкального варьете) попросил у нас разрешение записать целиком выступление для возможного специального телевизионного выпуска. Он снял его, сократил и спустя несколько месяцев показал нам в виде небольшого шоу на четыре песни. Мы посмотрели редакцию - она была хорошей. Но мы настолько продвинулись за это время, что, когда увидели шоу, оно уже казалось для нас устаревшим. Очень устаревшим! Поэтому проект был поставлен на полку.
Guitar World: Через годы Вы уже забыли об этом?
Jimmy Page: Вовсе нет! Копия этой записи хранилась у меня дома, и тут на поверхность стал всплывать целый ряд бутлеговских версий. Наконец, где-то год спустя, мы собрались вместе, чтобы обсудить, что делать с этим материалом. Всем понравилось то, что они увидели, поэтому мы выкупили фильм, но затем у нас появилась новая головная боль - мы не знали, где находится эта восьмитрековая запись. Она так много ходила по рукам в те годы - потребовалось время, чтобы определить её местонахождение. В конце концов, я обнаружил её в массивном хранилище фильмов, что заставило меня вспомнить и о других проектах, которые мы сделали за эти годы. Я решил попытаться наверстать упущенное и провести инвентаризацию. Но не так-то легко было определить, где что находится в таком огромном архиве, потому что наши материалы не были сложены в одном месте: они находились под разными названиями и документами. Но там был один парень - просто фантастика: он действительно оказался очень полезным. Он был большим фанатом группы и вёл записи о том, где находились предметы, связанные с Zeppelin. Так, кусочек за кусочком мы определили местонахождение всего материала, который там был. Мы нашли мультитреки ко всем альбомам группы, нашли все ленты концертных выступлений в Небуэрте 1979 года, выступлений в Earl's Court 1975 года и весь дополнительный материал по Madison Square Garden, который был вырезан из фильма «The Song Remains The Same». Это было почти всё. Сейчас, оглядываясь на прошлое, подтверждающее, какими популярными были Zeppelin, просто удивляешься тому, что это всё, что у нас есть. Но, как я уже сказал, мы больше заботились о том, как представлять нашу музыку и группу. Всё являлось отражением желания преподносить нашу музыку в своём собственном ключе.
Guitar World: Что Вы помните о концерте в Royal Albert Hall 1970 года?
Jimmy Page: Это было очень престижное место для выступлений. Помню, как мы усердно работали над тем, чтобы заполнить пространство настолько, насколько это вообще могли сделать три инструменталиста.
Guitar World: Складывается впечатление, что во время концерта Вы занимаетесь самоанализом. Другой человек, не тот шоумен, которого мы видим в 1973.
Jimmy Page: Выступление в Albert Hall для нас был очень значимым, и мы действительно старались показать всё, на что способны. Это было мистическое место. Здание построено в викторианские времена, и стоит только войти в него, как начинаешь думать обо всей музыкальной истории, которая была до тебя. И в довершение всего, для меня и Джона Пола Джонса это было похоже на возвращение домой, потому что мы оба выросли в этих местах. Поэтому мы все уделяли очень большое внимание тому, что делаем. Согласен с Вами - сосредоточенность видна.
Guitar World: Большинство групп терпеть не могут исполнять вживую самые большие песни - их тошнит от них. А вот Zeppelin, напротив, мудро пускали в ход самые известные песни - например «Whole Lotta Love» - как дорогу, ведущую к импровизации, принося удовольствие своим слушателям и одновременно сохраняя песню интересной для самой группы.
Jimmy Page: «Whole Lotta Love» - единственная песня, которая повторяется на DVD - она там есть в концерте в Albert Hall и в 1973 году. Мы должны были её исполнять, потому что она являлась ключевой песней. Она даже была более ключевой в Англии. Подтверждением этому служит то, что её использовали как тему «Tops Of The Pops». То, что вы слышите из выступления в Albert Hall, - это то, как мы исполняли её в то время. Если же перейти к концерту 1973 года, то вы услышите всё то, что мы в неё добавили.
Guitar World: «Whole Lotta Love» не единственная песня, которая получила развитие. К 1973 году у группы стал появляться гораздо больший шарм. В концерте 1970 Вы выглядите более косматым.
Jimmy Page: Косматым? Посмотрите на мои фотографии в Yardbirds - у меня там довольно изящный вид. Хмм… полагаю, был такой период, когда я не мог позволить себе вообще никакую одежду! (смеётся). Сознаюсь: я не был образцом элегантности в Albert Hall! Сознаюсь в этом!
Guitar World: Это похоже на вязаный жилет…
Jimmy Page: Он до сих пор ещё у меня! Я мог бы отдать его в Зал славы рок-н-ролла, а они бы напялили его на один из тех смешных маленьких манекенов!
Guitar World: Не хотел бы быть навязчивым, но…
Jimmy Page: Почему бы и нет? Я же навязчив! (смеётся)
Guitar World: К 1970 году Led Zeppelin перестали брать группы на разогрев и положили традицию существования единственной группы в афишах.
Jimmy Page: Ну, в турне 1968 и 1969 годов у нас был сет, состоящий из песен первого альбома, и это был довольно хороший сет. Но после того как мы записали второй альбом, у нас появился очень-очень хороший сет, но при этом он был и длинным. Напомню, мы не пользовались радио, чтобы продвигать альбомы, поэтому каждый раз, когда мы делали новую запись, мы добавляли некоторые из этих песен в наш сет. Ко времени, когда мы дошли до «Led Zeppelin III», у нас было гораздо больше нового материала, плюс наш старый материал продолжал развиваться, поэтому нам не хотелось ничего убирать. Мы начали с 2,5 часов и дошли до 3-х, а некоторые концерты длились и по 4 часа.
Guitar World: Вы когда-нибудь сожалели о том, что устроили такой прецедент?
Jimmy Page: Только тогда, когда чувствовал себя плохо. Я имею в виду, что наши выступления были хорошо продуманы. Каждому предоставлялось индивидуальное время в сете, во время которого другие могли отдыхать. У меня была сольная часть в «White Summer», у Джона были клавишные куски, а у Бонэма - барабанное соло.
Guitar World: Второй DVD начинается с быстрого монтажа клипов концертных выступлений из турне 1972 года, а затем официально переходит к фрагментам, не вошедшим в фильма «The Song Remains The Same». Для чего Вы включили материал 1972 года?
Jimmy Page: Образовалась огромная брешь между выступлением в Royal Albert Hall и фильмом, а в это время мы занимались записью двух альбомов - «Led Zeppelin III» и «IV». Мне хотелось показать, каким динамичным был тот период, поэтому мы добавили немного материала из турне 1972 года c концертным выступлением «The Immigrant Song». Даже из сырого материала 1972 можно увидеть, как мы стали вести себя более оживлённо на сцене после сдержанности в Albert Hall. К 1973 году мы действительно почувствовали уверенность. Мы могли уже не только играть, но и перевоплощаться в то, что исполняем. Это очень интересно.
Guitar World: Два концерта в Лос-Анджелесе 1972 года (которые прибрели форму 3хCD «How The West Was Won») слыли легендой среди бутлегеров в течение многих лет. Как Вы думаете, чем хороши эти концерты?
Jimmy Page: Ну, мы всегда играли лучше, когда были в Штатах. Мы были самоуверенны и рисовались, в итоге это выглядело фантастически. Нам не нужно было беспокоиться о том, сидят ли наши семьи или друзья там, где нужно. Концерт в LA Forum 24-го длился почти 4 часа, а в Long Beach 27-го - 3 часа. Наверное, выступление в Long Beach было короче из-за того, что нам хотелось пораньше уйти, чтобы устроить налёт на лос-анджелесские клубы (смеётся). Я не шучу - именно по этой причине!
Guitar World: На тот период Led Zeppelin стали королями Лос-Анджелеса. Крайности, до которых вы доходили, были частью легенды. Как далеко вы зашли?
Jimmy Page: Настолько далеко, насколько нам позволило наше воображение. Это были дни чистейшего наслаждения. Лос-Анджелес смахивал на Содом и Гоморру. Таким он был всегда, даже в золотой век Голливуда 20-х и 30-х годов. Вы просто пожираете его и выпиваете до дна. Почему бы и нет? Но хуже всего мы вели себя в Японии. Мы выделывали такие вещи, что вы даже не поверите. Например, однажды ночью один из нас вышвырнул всю нашу одежду из окна, после чего воспользовался этим, чтобы побегать по японским крышам в голом виде. А потом одна из телефонных будок исчезла с улицы и была обнаружена у нашего входа набитой самыми разными деньгами. Думаю, не стоит упоминать и другой вечер, когда прекрасно расписанные экраны были порублены самурайским мечом. Я привёл Вам три примера, но следует учитывать, что всё это произошло за 48 часов. Ночь за ночью мы вытворяли подобное снова и снова и при этом выходили сухими из воды. Если посмотреть назад, то наше пребывание в Японии было просто ужасным, но они были так вежливы, что продолжали нам кланяться (смеётся).
Guitar World: Откуда у Вас такая жизненная сила?
Jimmy Page: Я думаю, дело в огромном количестве адреналина, который мы приобретали на сцене. Мы просто переносили его в страну mondo bizarro (прим.пер.: странный мир (исп.)). Ну, вы же понимаете, кто-нибудь проедет на мотоцикле по отелю, но это будет интересно лишь 15 минут, а потом хочется чего-то ещё, ещё и ещё.
Guitar World: Как важны для Вас были наркотики в то время?
Jimmy Page: Не могу говорить за других, но для меня наркотики были неотъемлемой частью всего этого, от начала и до конца. Действие наркотиков таково, что начинаешь чувствовать себя непобедимым. Расскажу, но это покажется Вам полным безумием. Помню, как одной ночью вылез из окна 9-этажки в Нью-Йорке и уселся на один из этих вентиляционных приборов просто для того, чтобы полюбоваться на город. Мне было как-то не по себе, поэтому я подумал, что будет интересно такое проделать. Я повёл себя совсем безрассудно. То есть здорово, что я всё ещё здесь и могу смеяться над этим, но это было безответственно. Я мог погибнуть и потерять многих людей, которых люблю. Я вижу столько несчастных случаев! Но когда выступаешь так, что это оказывается невероятно и впечатляюще, ничего не можешь поделать со своей психикой. Каждый вечер всё меняется, всё приобретает новую форму. И иногда бывают такие вечера, что просто даже не можешь в это поверить - просто не можешь. Вот почему мы начали записывать всё - это просто становилось очень интересным. В какой-то степени, это отражается на тебе. Мы были ненормальными людьми в отношении того, чем начинали заниматься (смеётся).
Guitar World: В первый и последний раз, не могли бы Вы прокомментировать Вашу одержимость магом Алистером Кроули?
Jimmy Page: Печально, что мой интерес к мистицизму, восточным и западным традициям магии и тантрицизма подставляют под зонт Кроули. Конечно, я много читал Кроули и был зачарован его техникой и идеями. Но я читал тогда всё подряд. Помню, что почти в каждой британской группе 60-х, вызывавшей интерес, был, по меньшей мере, один участник, который учился в художественном колледже, являвшемся важной составной частью общего уравнения. В то время не было ничего необычного в том, чтобы интересоваться сравнением религий и видов магий. Вот так вот. Это было просто большой частью моего жизненного опыта, способствовавшей развитию, как и всё остальное.
Guitar World: Но нет ничего удивительного в том, что люди связывают Вас с Кроули. Известно, что у Вас есть коллекция артефактов Кроули.
Jimmy Page: Конечно, это отражается на моей музыке. Я всегда давал ясные намёки на источник. Например, в своём эпизоде фэнтэзи в «The Song Remains The Same» я сделал очень откровенное заявление о том, что происходило в моей жизни, с помощью карты Таро, имеющей отношение к искателю истины.
Guitar World: Стиль жизни в духе рок-н-ролла дал Вам возможность продвигать идею максимы Кроули: «делай, что хочешь» таким путём, до какого не додумался бы ни один нормальный человек.
Jimmy Page: Но что я делал? Полагаю, я показывал свой стиль жизни. Но я не проповедовал его, потому что в этом не было необходимости. Мой стиль жизни был всего лишь моим стилем жизни. У меня не было потребности в том, чтобы кого-то обращать в это; просто жизнь меня вела по такому пути. Сейчас, в наши дни, это можно восхвалять, а можно порицать.
Guitar World: Ваш стиль жизни сказывался когда-нибудь на Вас?
Jimmy Page: Ко времени, когда мы прибыли в Нью-Йорк в 1973 году для записи фильма «The Song Remains The Same», я не спал 5 дней подряд! Всё было таким волнительно-возбуждающим - какой там может быть сон? А вдруг что упустишь! Плюс это было окончание турне, и после этих концертов мы собирались ехать домой, поэтому я не хотел сдаваться! (смеётся). Сейчас я даже над этим не задумываюсь, но вот такой была наша жизнь. На самом деле, во время этого и последующих турне мы наполнялись таким адреналином, что стали спать всё меньше и меньше, и нам пришлось прибегать к выпивке и снотворным, чтобы успокоить себя и дать себе возможность поспать. Но когда прекращались гастроли, стрелка маятника направлялась в другую сторону. И я точно также радовался нашему отдыху. А затем всё повторялось, как будто я перезаряжал свои собственные батарейки для следующего раза! (смеётся). Типа раздвоение личности. Мне действительно доставляла удовольствие стабильная домашняя обстановка.
Guitar World: И что же Вы делали?
Jimmy Page: Я уравновешивал своё душевное состояние, занимая себя сочинением и развитием идей для следующего альбома. Например, демо всех гитарных частей и наложений к «Ten Years Gone» были записаны дома. Это спасало моё психическое состояние. Был некий баланс между поездками и домашним отдыхом. Led Zeppelin были всей моей жизнью, и всё было направлено на них - как в дороге, так и вне её.
Guitar World: В турне 1973 года у вас появился свой собственный самолёт - Starship. Давало ли это удобства, или это гарантировало продолжение вечеринки, не оставлявшей вам никакого времени для отдыха?
Jimmy Page: Нет, это было очень хорошим приобретением. Это было место, куда можно было приносить свою музыку и книги, что создавало ощущение непрерывности при перелёте из одного города в другой. Недавно Ричард Коул (бывший менеджер по турне) встретился с одной из стюардесс Starship, и она сказала ему: «Знаете, а я сделала кучу денег на Ваших парнях». Коул спросил её - как? «Ну, - объяснила она, - когда на самолёте оказываются люди, привыкшие нюхать кокаин, они готовы платить 100$, чтобы подержаться за соломинку. Затем, когда они уже были на высоте или пребывали в опьянении, они забывали про деньги. И мы обходили и собирали все деньги, которые лежали вокруг». Возможно, так оно и было, но скажу Вам: им ни разу не удалось получить денег от меня! (смеётся)
Guitar World: Когда люди в наши дни слушают Led Zeppelin, не думаю, что они осознают, как много новых троп проложила группа, не только в музыкальном плане, но и в социальном. Длинные волосы всё ещё вызывали неодобрение, равно как и секс, наркотики и громкая музыка. Были ли у Вас когда-нибудь неприятности?
Jimmy Page: В самом начале у нас было много проблем. Наш менеджер, Питер Грант, как-то рассказал мне историю о гастролях с Animals (британской группой) по югу Соединённых Штатов в 1965 году. Парень, который вёл автобус, был чёрным, и он плавал с группой в бассейне отеля. Из-за того, что он был чёрным, руководство отеля распорядилось слить воду и отдраить бассейн. А ведь это было не так давно. Это случилось в 60-х. Моей мечтой было выступать в Мемфисе. Я рос с любовью к музыке, доносившейся из Мемфиса и Нэшвилла. Но всё обернулось большой неприятностью. Мы приехали в Мемфис, и нам вручили ключи от города. Это было смешно, потом что ключи в то время были маленькими и пластиковыми, не такими как те большие почётные ключи, которые получают сейчас. Причина, по которой нам достались эти ключи, крылась в том, что мэр был поражён тому, как быстро «этот парень Led Zeppelin» заполнил местную арену. Он подумал над тем, что это, должно быть, уважаемый «парень», следовательно, ему надо дать ключи от города. Мы получили ключи днём, но, похоже, им не понравилось то, как мы выглядели. Очень быстро после этого нам стали угрожать вышвырнуть нас ко всем чёртям из города, как только мы закончим выступление. Я просто был вне себя, потому что это были те самые места, которые мне хотелось посмотреть - Sun Studios, где записывался Элвис, и т.д. и т.п. Им не нравились длинные волосы! За это действительно тогда гнали в шею. Подростки вставали со своих мест, чтобы посмотреть на нас, а взрослые заставляли их сесть на место. Мы были частью субкультуры, от которой они прятали детей, - хиппи с длинными волосами. На следующий вечер мы играли в Нэшвилле. Мы были в гримёрке - готовились к выходу на бис, и тут вошёл этот парень и, расстёгивая пальто, сказал нам: «Если вы, ребята, снова выйдете на сцену, я разнесу вам головы!». Он не шутил. Они действительно были вне себя. И что нам оставалось? Мы не могли пойти против вооружённых полицейских, готовых лезть из кожи вон. Пришлось уехать. После этого мы не играли на юге долгое время. Я даже не хочу рассказывать о других случаях, но их предостаточно. Это так угнетало, ведь я провёл так много времени в юности, изучая музыку этих мест.
Guitar World: Когда задумываешься над этим, просто невозможно даже представить, какой храбростью должен был обладать Элвис Пресли, чтобы разрушать все эти социальные и сексуальные барьеры в таком консервативном районе.
Jimmy Page: Подумать только! Элвис появился в 1954 году - это было раньше нас лет на 10, а то и больше. Просто чудо, что он смог через всё это пройти! Бог распростёр над ним руку. Он действительно это сделал. Он был единственным, кто принёс всё это - блюзовую и расовую музыку в культуру белых.
Guitar World: Вы встречались с ним. Что Вы помните об этой встрече?
Jimmy Page: Нас пригласили на его концерт, а затем на вечеринку в честь концерта. Мы приблизились к свите Элвиса - там была его подружка Джинджер и несколько других человек. Скажу Вам, мы очень нервничали. Когда он появился в дверях, то сделал своё коронное телодвижение. И знаете, он не притворялся - это выглядело естественным! Может это Вам покажется смешным, но для нас это было круто! Поначалу мы чувствовали себя немного неловко, потому что его музыка значила для нас очень многое. Но затем кто-то произнёс: «Помните тот гоночный автомобиль, за баранкой которого сидишь в фильме «Loving You?», и после этого все влились в разговор, расслабились и начали веселиться. Он был удивительным - фантастическим человеком.
Guitar World: Когда некоторые из Ваших наиболее длинных песен перемахнули за 20 минут, стало очевидным, что Ваш подход к джему отличается от того, что делали группы вроде Dead и Cream. Это не было похоже на дешёвые соло - ваша продолжительная импровизация была похожа на соединение частей сета.
Jimmy Page: Они были похожи больше на «несетовые» части. «Dazed And Confused» - наиболее яркий пример. Вещь состоит из нескольких разных пусковых механизмов, которые группа использовала для того, чтобы дать сигнал для следующей части. Если мы запускали один из этих механизмов, то становилось понятно, что нужно начинать менять направление. Но между двумя сигналами могло произойти всё, что угодно…
Guitar World: Это были некие серые промежутки, которые…
Jimmy Page: Ну, я не стал бы их называть «серыми». И уж точно они не были чёрно-белыми. То, что мы делали, было явно цветным (смеётся). Мы искали самовыражения как музыканты, но при этом не хотели, чтобы зрители скучали. Нам хотелось, чтобы они сидели, с нетерпением ожидая музыки.
Guitar World: Проигрывали ли Вы когда-нибудь?
Jimmy Page: Это неизбежно. Когда работаешь в неисследованных районах, не всегда удаётся попасть в точку. Бывают некоторые исключительные моменты, но это опять же исключительные моменты, когда может получиться нечто интересное, если работаешь в правильном направлении. Что-то ненадуманное оказывается очень удачным. Прямо как фокус. В смысле, это удивительно, - какое-то экстрасенсорное понимание между нами. Это должны были быть сигналы, но много раз мы начинали всё делать спонтанно. Это было похоже на игру.
Guitar World: Когда Вы смотрите эти выступления, всплывают ли у Вас какие-то особенные воспоминания?
Jimmy Page: Я видел эти выступления в прошлом, но это проходило в спешке. Во время работы над DVD я провёл много времени, просматривая каждый концерт - они действительно возвращали меня к воспоминаниям, и много раз, делая этот проект, я испытывал удовольствие от работы. В частности, концерт в Earl’s Court задел за живое: я прошёл тогда через развод, и это было последним выступлением турне 1975 года. Помню, как решил поехать в путешествие, потому что ничто больше уже не тянуло меня домой. Вскоре после этого с Робертом произошёл несчастный случай, и были ещё другие вещи. (Плант и его семья серьезно пострадали в автомобильной катастрофе на греческом острове Родос 4 августа 1975 года).
Guitar World: Между концертом в Albert Hall и выступлением в Earl’s Court у вас наверняка было достаточно материала, чтобы выпустить два DVD. Почему Вы решили выпустить весь материал одним махом?
Jimmy Page: Первоначальной идеей было выпустить только концерты в Albert Hall. Но мне это показалось бессмысленным. Я знал, что у нас был прекрасный небольшой видеоматериал о группе, поэтому я подумал, а почему бы просто не выпустить всё это сразу в симпатичной большой упаковке? С технологической точки зрения время как раз подходящее, чтобы показать этот материал, потому что появился новый цифровой стандарт и 5.1 surround. Думаю, менеджмент лелеял надежду, что мы сможем выпустить DVD каждого выступления. Но стало очевидным то, что, например, концерт в Earl's Court сам по себе был бы утомительным, так как состоит из одних кадров, снятых крупным планом.
Guitar World: А почему так?
Jimmy Page: Насколько мне известно, на концертах в Earl's Court, впервые было применено проектирование. Сейчас это обычное дело, но тогда это было революционной вещью. Мы вывели себя крупным планом на экран позади сцены, что позволило видеть нас тем, кто находился в самом конце зала. Но это было единственной съёмкой, произведённой во время концертов, и из-за особенностей проектирования на экран, запись представлена только крупным планом. Учитывая это, понимаешь, что было бы гораздо интереснее показать концерты как развёрнутую историю. То есть всё, что вы видите на DVD, - настоящее путешествие. Оно начинается с того момента, когда мы отказались от выступлений на телевидении, и продолжается вплоть до нашего последнего концерта в Небуэрте. Что мне нравится в Небуэрте, так это то, что в нём охвачено всё. Я любил Led Zeppelin за то, что они всегда находились в процессе перемен и эволюции. Даже наши самые старые песни становились другими с каждым концертом. Вы упоминали раньше, что «Whole Lotta Love» была трамплином для новых вещей. Даже когда мы исполняли её в Небуэрте, я добавил новые элементы в середине, чтобы показать людям, что мы всё ещё думает о том, что играем для них.
Guitar World: Возможно, это наиболее дорогой фильм для группы, но ходят слухи, что цеппелины делали много профессиональных записей на протяжении тех лет. Концерты в Лос-Анджелесе 1972 года превосходны. Можем ли мы ожидать ещё концертные альбомы?
Jimmy Page: Да, Вы правы, мы записали огромное количество концертов, но многие записи были похищены у меня несколько лет тому назад. Они «ушли» из моего дома в моё отсутствие в начале 80-х. Весь материал наряду с записями наших репетиций был украден, а позже появился в виде бутлегов - просто кошмар. Кражу я обнаружил тогда, когда работал над сольным альбомом «Outrider» (1988). Помню, как разыскивал демо и просто пришёл в ужас от мысли, куда делись все мои записи. В то время столько всего происходило вокруг моего дома и в моей жизни, что просто стал рассчитывать на то, что они где-нибудь всплывут. Ну, они и всплыли - в виде бутлегов! Кто-то, кто притворялся другом, украл записи. Люди гостили в доме, доставляя удовольствие моей бывшей жене. А тем временем, они помогали себе…добывать жалование за услуги.
Guitar World: Можем ли мы ждать дальнейших приключений Led Zeppelin?
Jimmy Page: Давайте пока отложим это, а там посмотрим. Когда пыль осядет, мы увидим, есть ли ещё о чём говорить, или можно уже идти в зал и браться за инструменты.
Records: 1 Pages: 1