Роберт Плант: STRANGE SENSATION


Анастасия Ягодина
2002

Летом 2001 года, казалось, рухнула последняя надежда. О том, что единственный концерт Роберта Планта в Питере не состоится, стало известно только на пресс-конференции за несколько часов до начала шоу. Старые верные поклонники “Led Zeppelin” и ценители сольного творчества музыканта были в отчаянии. Вдвойне обидно было тем, кто примчался тогда в Санкт-Петербург из других городов. В числе пострадавших и автор этих строк…

Впрочем, еще полтора года томительного ожидания не прошли даром. Плант с новой группой “Strange Sensation”, записал за это время великолепный альбом Dreamland, состоящий в основном из кавер-версий известных фолк- и блюзовых композиций и уже признанный одной из лучших его сольных работ. Прекрасные и страшные песни о движении в сторону смерти…
И отправился в тур, заключительными пунктами которого в конце прошлого года стали Ледовый дворец в Санкт-Петербурге и Олимпийский в Москве.

Кто есть кто
Группу “Strange Sensation” составили музыканты молодые (по сравнению с Самим), но весьма известные и достойные.
Джон Бэггот (John Baggot) - клавишник и струнный аранжировщик, композитор, пишущий музыку к кинофильмам, обладатель премии “Эмми”. Играл с Portishead, Massive Attack, Томом Джонсом, Питером Грином и многими другими.
Клайв Димер (Clive Deamer), барабанщик - также из Portishead , работал с Ронни Сайзом, Джефом Бэком, Доктором Джоном и др.
Джастин Адамс (Jastin Adams) - известный гитарист, работавший с Шинед О'Коннор, Наташей Атлас, Брайаном Ино, Питером Габриэлем, Билли Бреггом и др., играющий в собственной группе “The Wayward Sheikhs”*, увлеченный музыкой Ближнего Востока и Африки и именуемый на родине не иначе как Британский ответ Раю Кудеру.
В состав “Strange Sensation” входит и гитарист Порл Томпсон (Porl Thompson) - бывший участник группы The Cure, присоединившийся к Планту еще в 1995 году в совместном с Джимми Пейджем туре No Quarter. Он записывался на Dreamland, однако не принял участия в туре. (Кстати, по официальной версии, именно из-за его болезни отменили тот злополучный концерт в Питере полтора года назад. Ну не едется ему в Россию!)
Томпсона заменил Скин (Liam Skin Tyson) лидер-гитарист известной английской группы Cast.
Самый старый соратник Планта - бас-гитарист Чарли Джонс (Charlie Jones), зять по совместительству - женат на дочери Роберта Кармен. Начали сотрудничать еще в 1990 году (Альбом Manic Nirvana).
Сам господин Плант с большим уважением относится к своим музыкантам: Я должен серьезно задумываться над тем, что делаю, я не могу позволить себе терять время. Мне не нужно повторение пройденного. Нельзя вернуть назад 1973 год - да и стоит ли? Поэтому я искал людей, которые круты настолько, чтобы позволить мне исполнять кавер-версии “Led Zeppelin”, и мне очень нравится нынешний состав. Это как награда свыше.

Концерт
Простите, я опоздал на тридцать лет! - обратился музыкант к публике, и зал замер в ожидании.
Роберт Плант, заслуженный Король-Солнце рок-н-ролла, ныне немного похожий на немолодого и мудрого льва, был великолепен!
Энергетика потрясающая. Магия его голоса по-прежнему запредельна. И она уж точно не в умении драть глотку или брать верхние ноты. Он может петь почти шепотом, но шепот этот пробирает до дрожи…
Из “Dreamland” было исполнено всего четыре композиции: Hey, Joe (открывала концерт), Morning Dew, I’m Fixin’ To Die и бесподобная Darkness, Darkness в бисовом блоке.
Помимо материалов с последнего альбома прозвучала кавер-версии “Girl From The North Country” Боба Дилана, “A House Is Not A Motel” калифорнийской группы “Love”, с трудом узнаваемая в неожиданном азиатском стиле и “Tall Cool One” из альбома Now And Zen - рок-н-ролл, посвященный Элвису.
Остальное - и для большинства, все-таки самое-самое - воспоминание о “Led Zeppelin” (см. set-list), или, точнее, некое переосмысление старого материала. Кажется, те же 60-70-е, только с иной высоты - жизненного опыта, мудрости, наверное…
Только, слушая, надо было помнить, что это не “Led Zeppelin” - единая группа равноправных музыкантов, а все-таки Роберт Плант и “Strange Sensation” другие совсем другие музыканты, в задачи которых копирование легендарного наследия не входит.
Описывать концерт, тем более по прошествии некоторого времени, нет смысла, да и невозможно. Это все умещается в одну огромную паузу на вдохе: нет слов!

Кто что слышит…
Мониторный инженер Ларри Брейс (Larry Brace) работает с Робертом недавно:
Все как-то само собой получилось, каждый год работаю на Glastonbury Festival. И очень у многих исполнителей нет своих мониторных инженеров. (А вы думали, это только в России так, а у них все по-другому? - А.Я.) Роберт Плант, принимавший участие в фестивале, оказался в их числе. И после шоу он лично пригласил меня в свой коллектив.
Ларри перед концертом шепнул, кто что слышит в мониторах:
Роберт Плант - имеет пять миксов: центр, внешний, задний и сайдфилы. Слышит в основном свой вокал и общую картину. (Микрофон - Shure SM 58 и огромное количество обработок).
Skin (гитарист, стоит слева, если смотреть из зала) - в основном слышит барабаны, перкуссию, бас, акустическую гитару Джастина, свою электрогитару, вокал Роберта и малый барабан.
Джастин Адамс (гитарист справа) у него в мониторах нет барабанов (они стоят позади него), есть перкуссия, гитара Скина, совсем немного своей электрогитары, все клавишные, вокал, своя мандолина и акустическая гитара.
Джон Бэггот (клавиши) - барабан, две гитары, некоторые свои клавиши (остальное он слышит в своих собственных усилителях), вокал Роберта и акустическая гитара Джастина.
Чарли (бас) - немного барабанов, обе гитары, НЕТ клавиш, вокал Роберта, акустические инструменты, барабан Джастина.
Клайв (барабаны) - свой басовый барабан,(Too much on my mind!, - восклицает Ларри), две гитары, клавиши, вокал Роберта и барабанчик Джастина.
У Роберта очень много эффектов - задержки, реверберация и т. д.

Кто на чем…
Джастин Адамс помимо нескольких гитар (акустические, полуакустические электрические Gipson, акустический Ibanez) владеет мандолиной, конгами (Fuego Congas) , дарбукой (Darbuka Drum - это такой барабан) и замечательным трехструнным музыкальным инструментом n'goni, придающим звучанию группы тот самый неповторимый азиатско-африканский оттенок. Использует для акустики усилители Fishman.
У Скина - несколько электрических и акустических Gibson'ов, Fender Telecaster, Fender Stratocaster с усилителями и колонками Hi Watt и огромное количество эффектов.
Клавишник предпочитает аналоговые инструменты, старые модели - электропиано Wurlitzer, орган Hammond XB2 в сопровождении акустической системы Leslie 760, синтезаторы Mini Moog, Roland SH-09. Кроме того, имеется почти антикварный ленточный ревербератор Roland RE-501 Space Echo, сэмплер AKAI S5000, Roland S3 MIDI Keyboard, микшерный пульт Mackie 1202, гитарный тюнер Korg DTR1 и множество педалей. Свое хозяйство строго охраняет: на входе в его владения мрачная табличка No Enter!
Басист Чарли Джонс использует Fender Bass White, Fender Bass Sunburst, Nightingale Bass, Fernandez и контрабас румынского производства с кучей эффектов.
Ударная установка, полностью привозная, собрана из Premier (преимущественно) и Ludwic, железо - Zildjian, педаль - Tama Iron Cobra. Располагалась, кстати, не в центре сцены, как это обычно бывает, а справа в пол-оборота к зрителю.
Общее количество тюнеров, педалей и прочих эффектов трудно поддается исчислению. Кое-что можно попытаться рассмотреть на фотографиях.

Райдер
Технический райдер - это отдельная тема. Говорят, что в Питере были проблемы со звуком на сцене, музыканты остались недовольны мониторингом, и возмущенный Плант чуть ли ни пытался отказаться от концерта в Москве. Очень может быть, если принимающая сторона просто выполнила оригинальный райдер, не особенно увлекаясь перепиской. Впрочем, это лишь домыслы и слухи.
Но в Олимпийском по этому поводу возникла небольшая паника, хотя в Москве райдер всячески уточнялся. Менеджер группы в день концерта затребовал дополнительные мониторы. Мониторы привезли, но оказалось, что все и так хорошо, и их не поставили. Музыкантам все понравилось, и господин Плант лично выразил благодарность.
Райдер заслуживает отдельного описания. На ОДНОЙ странице очень крупными буквами написано (цитирую дословно): Пожалуйста, прочтите внимательно. Этот райдер является частью контракта и его необходимо придерживаться.

Технические требования:
(Ниже представлен минимум, необходимый группе для выступления.) Отсутствие чего-либо из перечисленного может повлечь за собой проблемы.
Все оборудование должно быть в хорошем и рабочем состоянии.
Оставшиеся полстраницы занимает, собственно, весь райдер, в котором, правда, жирным шрифтом выделено Monitors To Have 1 Delay Effect-Spx 90. К этому листочку прилагается stage-plan и табличка с парой эффектов и микрофонами.
В сравнении с целыми пачками бумаг, которые мне приходилось видеть, впечатляет! Краткость - сестра таланта!
Аппарат
С нашей стороны было предоставлено
FOH -пульт Allen&Heath ML 5000
DBX Eq 1/3 oct.
Line array system (прототип - VerTec)
Sat (f) (JBL 2227 - 15x2 + PHL 1670 - 6.5x4 + JBL Driver 2452x2) x 28
Sat (b) (PHL 2450 - 8x2 + JBL Driver 2452) x20
Sub (JBL 2242 - 18x2) x24
По утверждению специалистов, они заметили некоторые искажения, причину которых видят, в частности, в выбранном дереве.)
Усилители
Crown 5002x14
Crown 600х6
Crown 2400х4
Power Soft D 7000x8
Power Soft Q 4002x4
Power Soft Q 4004x6
Мониторный пульт - Allen Heath ML 4000
Мониторы
JBL 2227 - 15 + Driver 2447) x14
Side fills:
Sat (JBL 2227 - 15x2 + 2447-1.5) x2
Sub (JBL 2242 - 18x2) x8
Drum fills:
Sat (JBL 2227 - 15x2 + 2447-1.5) x2
Sub (JBL 2226) x2
Effects:
Yamaha SPX 900 x2
Yamaha Rev 500
T.C. D-Two (delay)
Symetrix 602 (delay)
Lexicon MPX 500 x2
Lexicon LXP-15
Roland RDE 3000 (delay)
Сомр:
DBX 160x4
DBX 1044
DBX 166
Gate
DBX 1074x2

К сожалению, не удалось перед концертом переговорить с FOH-инженером Роем Уильямсом (Roy Williams). Он знает Роберта Планта с семнадцати лет, еще до того, как образовалась “Led Zeppelin”, хотя в качестве звукорежиссера работает с ним лишь последние четыре года. По окончании шоу, естественно, не до разговоров - удалось лишь наспех перекинуться парой фраз.
Выяснилось, что концерт в Москве понравился ему больше, чем в Питере. Хотя детально сравнивать эти два шоу не имеет смысла - разные залы, разная атмосфера, разные люди, и совершенно разное настроение у музыкантов.
Относительно предоставленной системы было твердо заявлено: Должен признать, что РА-система, используемая сегодня, одна из лучших, с какими мне приходилось работать за последний год, разъезжая по всему миру.
Никаких особенных трудностей с озвучиванием Олимпийского (акустика которого давно уже стала притчей во языцех) не заметил, никаких проблем не возникало: На мой взгляд, звук был отличный!.
Московский аппарат достался в наследство от предыдущего концерта в Олимпийском. Предыдущим был… концерт Алсу.
Что висело, то и оставили. Даже непривычное для Олимпийского расположение FOH-пультовой - на высотах, обычно занимаемых только световиками. Техническая команда Роберта Планта, увидев это, сомневалась некоторое время, но решила оставить все как есть. (В результате зрителям, сидящим на трибунах - повезло больше, чем обычно, впрочем, звук, по многочисленным отзывам посетителей и личным наблюдениям автора, никаких особо серьезных нареканий не вызывал.)
Тем более что событие само по себе было настолько масштабным, что, наверное, простили бы все только за то, чтобы увидеть Планта и услышать живьем этот голос!

P.S. Редакция благодарит за содействие в подготовке этого материала технического директора компании Русский Шоу-центр Евгения Кузнецова.

Set-list
Hey Joe
Four Sticks
Morning Dew
Ramble On
Going To California
Girl From The North Country
Celebration Day
Fixin’ To Die
Babe I’m Gonna Leave You
A House Is Not A Motel
Tall Cool One
Whole Lotta Love
Darkness Darkness
Thank You
Rock’n’Roll

* Очень рекомендую их последний альбом Desert Road. А замечательный инструмент n'goni, придающий альбому колоритное африканское звучание, был использован и в записи. Dreamland Роберта Планта и привезен в Россию на концерты. Кстати, и “Strange Sensation” и “The Wayward Sheikhs” параллельно выступали на недавнем The Festival of the Desert в Мали.


Records: 1   Pages: 1