Когда магия наполнила воздух


Toby Manning
журнал Q, Led Zeppelin Special Edition 2003
перевод Елены Ерёминой aka Sagittarius, специально для сайта LedZeppelin.Ru

«Однажды утром в Headley Grange я проснулся от того, что на меня смотрел жёлтый глаз единорога, из пасти которого валил дым, - вспоминает о своей встрече с потусторонним BP Fallon, публицист Led Zeppelin начала 70-х. - Первое, что мне пришло в голову, было:: «Ты неплохо выглядишь сегодня, Джимми!». Я имею в виду… Ну вы знаете, все эти истории… Затем я услышал, как за дверью хихикает Бонзо. Он подложил в постель дохлого козла и дымовую шашку. Это было мое первое знакомство с мистикой Led Zeppelin».

Слухи о дьявольщине преследовали Led Zeppelin на протяжении всей карьеры. Ходила молва, что они приобрели успех, заключив сделку с сатаной, чего, забавно, не совершил лишь тихий участник группы Джон Пол Джонс. Led Zeppelin наполняли адским пламенем насыщенные образы своих стихов, в действие приходит умышленно мистическая природа обложек альбомов, а Джимми Пейдж открыто интересуется оккультистом Aleister Crowley. Всё это снова всплывёт на поверхность в 80-х, когда христианский фундаменталист заявит, что Stairway To Heaven содержит скрытые, написанные задом наперёд сатанические послания.

BP Fallon говорит: «Люди не могут поверить в то, что вы можете быть удивительно талантливыми, не продавая душу дьяволу. Повторяется история с Робертом Джонсоном на перекрёстке - у дьявола самые лучшие мелодии. Рок-н-ролл - это живая мифология. Такой силы как у Led Zeppelin не было ни у кого - ни до, ни после».

Вопрос: действительно ли они относились к этому так серьёзно?

60-е были временем духовных исследований. Как сказал Джимми Пейдж: «Это было большое возрождение, духовное возрождение по всему миру. Был огромный интерес к кельтской мифологии, средневековью и землям, где многие из этих истин были уничтожены во имя церкви. Но меня очень очаровывают подобные вещи».

Интересы Пейджа имели тенденцию затмевать роль Планта в работе. Однако о Tangerine из Led Zeppelin III и других поэтических вкладах Пейджа говорят, что они закончились с первым же альбомом. Начиная со второго альбома, который не был связан с цикличным блюзом, Плант начал вносить мистический взгляд на мир, что контрастировало с более тёмными пробами его партнёра по сцене. Эта разница подчёркнута ролями, которые они выбрали для себя в сюжетах фильма «The Song Remains The Same»: Плант - рыцарь круглого стола короля Артура, борющийся со злом и получающий в награду любовь, естественно, прекрасной дамы; Пейдж - две разные фигуры в капюшонах (одна представляет смерть) на склоне шотландских гор в полнолуние.

Плант твёрдо придерживался полумистического и проповедуемого хиппи взгляда на мир, в котором астрология, Таро, I-Ching, Джон Р.Р. Толкин, восточная религия, кельтские и классические мифы мирно уживались в сложных переплетениях.

«Роберт любил фантазии на темы о гремлинах, гоблинах и сказочных жителях подземелья, - рассказывает бывшая группи Pamela Des Barres. - Но вы должны помнить, что он был тогда таким юным. Многое из этого было мимолётным интересом. Сомневаюсь, что он до сих пор верит в них».

«Для Роберта это были домовые в смеси с тем космическим, что веяло с Западного побережья, - добавляет Fallon. - Это было частью того времени, когда люди странствовали повсюду, выглядев как викинги и иногда действуя как они!».

Плант настолько был потрясён «Властелином Колец» Толкина, что назвал своего пса Бродяжником по имени героя книги - Арагорна. Толкин был также ключевым фактором в развитии Планта как лирика. Ramble On содержит его первое обращение к работе автора: это что-то несообразное «Gollum and the Evil One» («Голлум и Зло»), которые украли девушку у бродяги. Плант снова взывает к Толкину в The Battle Of Evermore («the ring wraiths ride in black» - «кольцо обращает дух во тьму») и упоминает гряду гор Средиземья в названии песни Misty Mountain Hop (Полёт над Мглистыми горами).

В свою очередь, Толкин многое заимствовал во «Властелине Колец» из кельтской и скандинавской мифологии, которая привела Планта к чтению работы Льюиса Спенса «Магические искусства в кельтской Британии» и навела на мысль назвать своего сына Караком вслед за кельтским героем Карактакусом. Иногда подобные упоминания очень отчётливы, как в случае с The Battle Of Evermore или же с Immigrant Song о набегах викингов из мифов. Хотя, по большей части, Плант создаёт преувеличенные волшебные ландшафты как декорации к довольно стандартным романтическим темам. В What Is And What Should Never Be Плант приглашает влюблённого присоединиться к нему в замке в окружении мистического шторма, а позже в Going To California говорит о «white mare in the footsteps of dawn» («белой лошади по следам рассвета»).

К четвёртому альбому Led Zeppelin Плант вывел образ романтичной особы: появляясь в Going To California «with love in her eyes and flowers in her hair» («с любовью в глазах и цветами в волосах»), она также является «the lady who’s sure all that glitters is gold» («девушкой, которая уверена, золото - всё, что блестит») в Stairway To Heaven. Если мир первых двух особ и кажется далеким от грубоватой сексуальности The Lemon Song («squeeze my lemon till the juice runs down my leg» - «сожми мой лимон так, чтобы сок побежал по ногам»), то по словам BP Fallon «это одно и то же. Они - женщины, он хочет заняться с ними сексом. Так было и продолжается тысячи лет».

Stairway to heaven с её упоминаниями о Королевах Мая (комм. пер.: Королева Мая - девушка, избранная за красоту королевой мая в майских играх), волынщиках и кольцах дымах среди деревьев кажется рождением из разных кельтских мифов. Автор «Молота Богов» Стивен Дэвис называет её «приглашением забыть о новых обычаях и последовать за золотом богов. В ней отражена невыразимо сильная потребность к духовным превращениям, лежащая глубоко в сердцах поколения, для которого она предназначалась». По мнению многих девушка, упоминаемая в песне, - это единый образ разных мифологических женщин: сестры короля Артура - колдуньи Морган Ле Фэй, Дианы, светлой греческой богини луны, музы и королевы фей Эдмунда Спенсера. Однако, с той же лёгкостью, она могла бы быть какой-нибудь группи из Sunset Strip. Но уж что точно она не делает, так это не покупает лестницу в ад.

«Я верю в ту доброту, которая заложена глубоко в душе человека, - сказал Роберт Плант, намекая на свой, по существу, ванильный мистицизм. - Таинственное не окружено мраком. Оно окутано интригой». Таким образом, он выполнил свою миссию в отношении тёмной Stairway to Heaven.

Джимми Пейдж был скроен немного иначе. С яростной Вьетнамской войной и нерешительной мечтой 60-х общий мистицизм времени стал ещё более тёмным. «Джимми Пейдж пробовал себя во всём, - вспоминает Pamela Des Barres. - Это был молодой, бросающийся в глаза парень, который добивался всего, что хотел».

К приходу 70-х у Пейджа уже было время и ресурсы, чтобы поплотнее заняться своими оккультными увлечениями. Он усыпал внутреннюю сторону обложки четвёртого альбома группы рунами, открыл в Лондоне книжный магазин оккультной литературы Equinox в 1976 г. и создал вторую самую большую коллекцию в мире артефактов, принадлежавших Crowley.

«У него была невероятная коллекция накидок, тростей и обуви, - рассказывает BP Fallon, - Но всё было спрятано. Это не было болезнью типа «скорее, скорее приходите и посмотрите». Пейдж завершил её, сделав приобретение самого главного артефакта Crowley - основной резиденции мага Boleskine House рядом с озером Лох-Несс в Шотландии в 1970 г. При попытке реставрировать Boleskine до состояния времён ритуалов Crowley Пейдж даже нанял сатаниста Charles Pace, чтобы нарисовать фрески. «Это не похоже на недружелюбное место, когда вы входите туда, - сказал тогда Пейдж, - просто владеть этой вещью кажется… Меня притягивает всё неизвестное».

До украшения экспериментов 60-х интерес к оккультизму снова появился в конце 19-го века. Aleister Crowley был ребёнком своего времени. Родившийся в Plymouth Brethren в 1875 г. в богатой семье строгой христианской веры, Crowley потребовал от своих родителей возмещения за обращение его в сектантство, тем самым став бунтарём века уже в подростком возрасте.

Crowley заявил, что его посетил египетский дух, который продиктовал ему «Книгу закона» в 1904 г. По сути, это была выдержка из меню оккультизма (в первую очередь, росикруцианизма, египетской мифологии и йоги) для создания новой «религии». Crowley назвал ее Телема: «наука и искусство как совершать перемены согласно желаниям». Поскольку это происходило через магию (Crowley целый год делал попытки заставить исчезнуть своё изображение в зеркале), нужно было совершать это лишь с полным личным освобождением. Телемитским правилом Crowley стала: «Делай что хочешь, и да будет это главным законом» («Do what thou wilt shall be the whole of the law»), а дух сказал ему: «Чтобы почитать меня, возьми вино и странные наркотики. Испытывай желания, получай удовольствие от всего, связанного с ощущением и восторгом». Религия Crowley в основном была ритуализацией секса с оргиями и употребления наркотиков.

Crowley был сатанистом в такой мере, что принял Люцифера скорее за посредника интеллектуальной и духовной свободы, чем за воплощение дьявола. Чтобы напустить туман на свою деятельность, работать публично и досаждать родителям, он предпочитал называть себя «Великим Зверем 666».

«Я не поклоняюсь дьяволу, - рассказывал Пейдж Rolling Stone. - Но интересуюсь магией. Я чувствую, что Aleister Crowley - непонятый гений, потому что его главной идеей была свобода человека, бытия, и что ограничение нравственно портит человека, приводит к разочарованию, а это ведёт к жестокости, преступностии психическим нарушениям». Освободительное кредо Crowley полностью гармонировало с освободительной философией 60-х. Led Zeppelin вели жизнь, полную секса и наркотиков. Более того, отношение Crowley к личному достижению и совершенствованию должно было привлекать суперудачливых Zeppelin в весьма антиматериалистический век. И Пейдж начертал «do what thou wilt» на сбеговой дорожке Led Zeppelin III. «Когда откроешь своё истинное желание, тогда помчишься вперёд как паровой поезд, - говорил гитарист. - Если вложишь всю свою энергию в это, нет сомнений, что ты достигнешь цели. Потому что это твоё истинное желание». Вряд ли это договор, заключённый с дьяволом, скорее доказательство непримиримых амбиций.

По словам BP Fallon, Пейдж держал свои оккультные интересы при себе: «Он верил в свою философию, и это придавало форму его действиям, но она не управляла каждым его шагом в жизни. Не знаю, как далеко он зашёл. Я никогда не видел, чтобы он совершал какие-либо ритуалы. Знаю, что даже йогой никогда не занимался. В полночь он точно не приносил в жертву девственниц. Он просто не мог найти ни одной!».

Michael Des Barres (супруг Памелы в 1977-91 гг.), бывший вокалист группы Detective из Swan Song, а также друг Пейджа, как-то рассказал биографу Led Zeppelin - Ritchie Yorke: «Как идиот я занимался тогда делом Crowley. Я привык спускаться вниз и навещать Джимми в его доме в предместье Plumpton, а он вытаскивал шмотки Crowley, колоду Таро Crowley, всё имущество Crowley, которая входила в его коллекцию. Думаю, это здорово! Всё было так извращённо и развратно».

Были ли это тогда вещи из несессера? Pamela Des Barres верит, что Пейдж ловил кайф от декаданса: «Думаю, Джимми нравился причудливый Crowley за то, что он весь был окутан мраком. Он был любопытен в отношении тёмных аспектов, он всюду носил свои хлысты, и ему нравилось причинять небольшую боль страждущим девушкам». Тем не менее, оба - и Fallon, и Pamela Des Barres - верили в то, что Пейдж был искренен в своих увлечениях. «Я думаю, Джимми по-настоящему верил во всю эту чепуху Crowley, - говорила Des Barres. - Он много почерпнул из этого. Это способствовало созданию его ауры и таинственности. И, конечно же, был элемент ломания комедии, который витал вокруг тех больших залов в мантии Crowley. Но вы же не покупаете чей-то замок только оттого, что совокупляетесь рядом. Кроме того, он известен своей скупостью, он должен был действительно целиком увлечён тем, чтобы заплатить за это!».

Слухи о сатанизме не прекращались и после распада Led Zeppelin. В 80-х известный американский баптист использовал радио-проповеди, чтобы заявить, что Stairway to Heaven несёт действующие на подсознание сатанические сообщения, написанные задом наперёд. Тогда, в апреле 1982 г., Ассамблея штата Калифорнии запустила плёнку песни с конца в сторону начала на публичной сессии. Stairway - наряду с песнями The Eagles, ELO и Lynyrd Skynyrd - были обвинены в содержании сатанических сообщений.

Определённо, никто не отрицает, что, если вы включите «There’s still time to change the road you’re on» назад, фрагмент прозвучит как: «Here’s to my sweet Satan» («За здоровье моего милого сатаны»). Что же тогда - шутка? Или случайное совпадение? Плант нашёл обвинения «глупыми - намерения той песни были только позитивными». На более практичном уровне инженер Stairway to Heaven - Andy Johns заявил, что процесс обратной записи невозможен.

«Многие мистические вещи ставили в тупик, - говорит Pamela Des Barres. - Миф создавался ими, чтобы они казались более интригующими». Он определённо срабатывал. Хотя, возможно, это было самым лучшим, что помогло отсрочить последнее слово Роберта Планта. Как певец сказал «Q»: «Это всё чушь насчёт дьявольских вещей, но, чем меньше ты говоришь людям, тем больше они на этом спекулируют. А мы, чёрт возьми, никогда ничего никому не рассказывали. Единственное, с кем мы имели дело - это несколько девушек из High School в San Fernando Valley».


Records: 1   Pages: 1