Интервью Роберта Планта журналу SPIN


Чак Клостерман
журнал SPIN август 2002
перевод ???

От переводчика: Тот номер журнала, для которого брали интервью, был посвящен хэви-метал, и похоже, Плант был недоволен тем, что его помещают в «металлический номер».
За все резкие высказывания Планта переводчик ответственности не несет, но готов подписаться под большей их частью.
Он не хочет признавать, что Led Zeppelin играли хеви-метал. Он считает Black Sabbath совершенно бессодержательной группой. Aerosmith? Нет. Bon Jovi? Ни в коем случае. Роберт Плант на дух не переносит идиотов, и не устает отстаивать свою точку зрения.

От автора: Вряд ли кто-нибудь будет отрицать, что Led Zeppelin изобрели хеви-метал. Все же один человек нашелся, и это Роберт Плант, «золотой бог», прототип любой металлической глотки. Плант терпеть не может этот стиль вовсе не потому, что там его «передирают», а потому, что передирают недостаточно. Со дня смерти Джона Бонэма, который ознаменовал конец эпического царствования Led Zeppelin, прошло больше двадцати лет, но решимость Планта не исчезла.
53-летний Плант сейчас дает концерты и выпусти сольный альбом “Dreamland”, соединяющий старый блюз и фолк с современным трип-хопом. (От переводчика: если кто забыл, то это стиль, в котором играют, к примеру, Portishead) Он по-прежнему готов критиковать любую хард-рок группу, которая когда-либо существовала, и он даже прошелся по поводу ориентации нашего журнала на музыкальный стиль, к которому испытывает неприкрытую ненависть.
«После того, как закончите свой номер про *** бред парней, пытающихся казаться больше, чем им следует быть - новый тур Конана-Варвара, или что там еще - приходите на мое новое шоу», - сказал он в конце интервью. - «Просто приходите, и это будет настоящее переживание. И когда решите сделать номер о психоделии, я сяду в свое кресло-качалку и расскажу вам пару историй о Дженис Джоплин и Джиме Моррисоне».

SPIN: Несмотря на то, что большинство считает Led Zeppelin создателями хэви-метал, вы всегда настаивали на том, что Led Zeppelin - не металлическая группа. Итак, по-вашему, что такое хэви-метал, и почему Led Zeppelin нельзя отнести к этому стилю?

- Вот здесь вы ошибаетесь. Никогда нельзя ничего классифицировать. Классификация убивает. Иначе придется стоять на месте. То есть, Mother Love Bone, Linkin Park или Creed не сделают чего-то, отличающегося от того, что они делали раньше. Led Zeppelin делали много разных вещей: мы работали в Северной Африке, писали песни вроде “Friends”, “Four Sticks” или “Kashmir”. Не могу себе представить, чтобы “Kashmir” относили к хэви-метал. Не думаю, что “Stairway to Heaven” была похожа на хэви-метал. Но мы действительно производили впечатление. Пленных мы не брали. Нам очень нравилось играть с группами, которые были очень высокого о себе мнения, и это было распространено в Америке. Каждый провозглашал себя звездой, что просто ошеломляло меня. Так что мы переплюнули всех в тяжести своей интенсивностью и смогли произвести впечатление.

SPIN: Так почему же, несмотря на разнообразие музыки Led Zeppelin, большинство групп, на которые Led Zeppelin повлияли, взяли у них одно: громкий и тяжелый звук. Вам нравится хоть одна подобная группа?

- Ну, некоторые группы из Сиэтла прославились музыкой, которую Джон Бонэм всегда называл “Deep Sabbath” - воплощение чисто английского тяжелого поверхностного звучания, ориентированного на блюз. Совершенно пустая, бессодержательная музыка безо всякой загадки или тайны. Из моих совместных эскапад с парнями из Сиэтла и работы со Стивом Альбини я знаю, что подобный саббатовский стиль - неуклюжий, спотыкающийся, подобный кувалде хэви-метал - не делал ни одного шага в сторону акустики. Это была просто пародия на Led Zeppelin.

SPIN: Наверное, для вас есть какая-то ирония в том, что большинство тех людей, кто любит вашу группу сейчас, также любят Black Sabbath.

- Нет, я не согласен. Весь год я выступал на фестивалях в Европе, и обнаружил, что публике нужно что-то мягкое и чувствительное. Я часто давал концерты в Латинской Америке. На прошлой неделе я выступал на фестивале на острове Уайт, и спел там, среди прочего, “Going to California”, потому что она мне очень близка. Не знаю, назовете ли вы эту песню хэви-металом. Текст сейчас звучит глуповато, но сама песня точно отражает то период жизни, когда мне было 22 года. Публика просто с ума сходила, а это были, в основном, панки с «ирокезами». Так что, я думаю, вы не правы.

SPIN: Возможно. Но кажется, когда говорится о появлении хэви-метал, обычно это описывается так: Black Sabbath создали саунд, который взяли на вооружение британские группы и, позже, ню-метал группы, а Led Zeppelin создали саунд и имидж для групп, подобных Guns N’Roses и Aerosmith. Что вы скажете по этому поводу?

- Думаю, что гитарист Aerosmith и не пытается скрыть своего восхищения Джимми Пейджем, и это видно во многих их песнях. По сути Aerosmith - это поп-группа. Они пишут поп-песни, стремятся попасть в чарты и телевизионный Top 40. А если вспомнить о предательстве идеалов хард-рока - о группах, подобных Bon Jovi и… гм, кто тогда был еще с волосами?

SPIN: Motley Crue? Ratt?

- Да, правильно. Эти группы брали за основу поп-мелодии и аранжировали их как нечто агрессивное, подростковое, переполненное тестостероном, но в результате все равно получалось “Livin’ on a Prayer”. А это не лучшая характеристика.

SPIN: Почему?

- Ну, если, конечно, это не сознательный ход по приобретению хита, и если вы хотите до 60 лет петь “Bridge Over Troubled Water”.

SPIN: Как вы думаете, повлияли ли на эти группы дебоши Led Zeppelin, описанные в книге «Молот Богов: Сага о Led Zeppelin»? Кажется, что они копировали скорее ваш стиль жизни, чем ваши песни.

- Кто знает? Может, это сознательный рекламный ход? Затра***ться каждый может, если у тебя больше 30 долларов. Наблюдать за этим было очень интересно, потому что книгу-то я никогда не читал. Я не думаю, что кто-нибудь смог пережить в действительности весь тот бред, что (бывший начальник охраны группы и концертный менеджер) Ричард Коул наболтал парню, который это написал (Стивену Дэвису).

SPIN: Трудно поверить, что вы никогда не читали “Молот Богов”. Разве вам не было любопытно?

- Человек, который это написал, ничего не знал о группе. По-моему, он только один раз был рядом с нами. Информацию он получил от человека, у которого были проблемы с героином и который на нас работал. Я прочитал только главу «После Led Zeppelin», потому что мне хотелось поскорее вернуться к музыке и перестать жить мечтами.

SPIN: Вас не беспокоит, что, по мнению многих, единственная причина, по которой к вам с Пейджем в 1994 году не присоединился Джон Пол Джонс - это деньги. Вы с Пейджем просто не хотели делить прибыль на троих.

- (Радостно хихикает) Все было так: Led Zeppelin - это как брак с четырьмя участниками. И когда брак распался, когда ушел Джон, я не думал, что когда-нибудь буду работать с кем-нибудь из них. Когда мы были почти детьми, Бонэм и я были самыми крутыми парнями в округе. Никто не хотел с нами общаться, потому что мы были очень уверены в себе и совершенно невыносимы. Так что, когда Джон ушел, я не хотел оставаться с теми двумя южанами из Лондона. (Прим. перев. - Здесь требуется культурологическая справка. Англия исторически разделена на два региона: преуспевающий высококультурный Юг (Лондон - Оксфорд - Кембридж) и индустриальный, переживающий постоянный экономический кризис Север (Лидс - Ливерпуль - Манчестер - Бирмингем). Естественно, у представителей этих двух регионов сформировались стереотипы в отношении друг друга. Северяне считаются неотесанными мужланами, а южане - высокомерными снобами (кстати, небезосновательно). В Led Zeppelin фракция северян представлена Плантом и Бонэмом, южан - Пейджем и Джонсом. Надо сказать, что северяне ничуть не комплексуют по поводу своего происхождения. Примером может служить сам Плант, который в своих интервью иногда демонстративно начинает говорить с сильным бирмингемским акцентом.) Я понял - хватит, я потерял единственного человека, с которым был близок с 15 лет. Но потом MTV попросило меня выступить в “Unplugged”, и я подумал: “Я не могу забрать себе всю славу. Я не могу петь цеппелиновские песни и сидеть там, широко ухмыляясь”. Поэтому я спросил Джимми, возможно ли нам снова сочинять вместе, и не превращаться это в какое-нибудь печальное воссоединение Led Zeppelin. Там не было пространства для кого-то другого. Ни физически, ни эмоционально, ни творчески.

SPIN: Но разве вы не могли давать концерты с Пейджем, Джонсом и сыном Бонэма Джейсоном на барабанах?

- А на хрена? Сын Джона Бонэма не так хорош, как Джон Бонэм. Послушайте, я знаю, вы журналист, поэтому я продолжу. Мне уже не нужно зарабатывать на жизнь. Мое время так дорого, что я не хочу подстраивать свои представления о том, что правильно, а что нет, под чьи-то там мысли, что это будет хороший стратегический ход. Вы представляете, каким громыхающим чудовищем был бы этот тур? Мы бы продались, если вернулись, как кучка хард-рокеров. А с Пейджем просто решили сочинять вместе.

SPIN: Как часто вы общаетесь с Джимми и разговариваете с ним не о делах?

- Во вторник мы с ним идем на теннисный матч.

SPIN: Правда? А кто играет?

- А я знаю? Я это только что сочинил. (Смеется)

SPIN: Я понимаю, вам это может показаться смешным, но существует целый класс людей, слушающих радиостанции с классическим роком, которым интересно знать, дружите ли вы на самом деле.

- В наших отношениях есть теплота и много терпения. Мы как Уолтер Матто и Джек Леммон. Дело в том, что Пейдж - очень умный и талантливый человек со своим подходом к музыке, а я всегда был его дополнением, но с другим подходом к музыке.

SPIN: Ранее в интервью вы сказали, что воссоединение Led Zeppelin было бы «громыхающим чудовищем». Но что вы скажете о группах, которые еще старше вас? К примеру, сумели ли Rolling Stones остаться убедительными на данном этапе их карьеры?

- Нет. Но я думаю, они движутся в другом направлении, и я не могу осуждать их. Если им это нравится и они хорошо играют, это можно назвать общением со зрителями. Также есть куда пойти тем людям, которые помнят то время, когда Rolling Stones были последней новинкой. Такое происходит каждый год. И знаете что? Вы как журналист получаете зарплату, и я получаю деньги, если продам много пластинок. Это и называется «шоу-бизнес».

SPIN: Скажите, как человек, который слышал все риффы Джимми Пейджа, какой из них самый забойный, тяжелый, металлический?

- Гм. (Пауза) Хороший вопрос. Наверное, “Whole Lotta Love”, ведь правда? Еще есть песня, не тяжелая, но я ее обожаю, потому что гитара там потрясающая, “For Your Love” с альбома “Presence”. Также начало “The Wanton Song” и “Immigrant Song”. “Immigrant Song”, наверное, даже лучше “Whole Lotta Love”, но “Whole Lotta Love” очень сексуальная песня.

SPIN: Это мне кое-что напомнило: в “Whole Lotta Love” вы поете, что дадите какой-то девушке “каждый дюйм своей любви”. Но вы британец. У вас вроде бы другая метрическая система?

- Это бы изменило все звучание песни. Сейчас это было бы, наверное, «Я дам тебе несколько сантиметров блаженства». Но люди моего поколения не знали этой метрической системы. Могу сказать, что у меня остались кое-какие дюймы - так, во всяком случае, говорит моя подруга, а ей всего лишь 29.


Records: 1   Pages: 1