Страна грёз Роберта Планта


Анатолий Платонов
Секретные материалы (СПб) #26 (96) ноябрь 2002

Каждая пластинка с участием Роберта Энтони Планта, начиная с 1969 года, когда на прилавках британских магазинов появился диск доселе никому не известной группы под интригующим названием «Свинцовый дирижабль», поражает не только новизной музыкальных идей, но и какой-то необъяснимой вселенской печалью. И действительно, судьба бывшему солисту «Дирижабля» выпала «свинцовая»…

Откуда у девятнадцатилетнего пацана из благополучного Бирмингема этот инфернальный кошмар в голосе? Если вы видели запись выступления «Лед Зеппелин», названную самими же музыкантами просто и без затей - «Песня остается прежней», - вас наверняка поразила нечеловеческая мощь, которая исходит от худенького белокурого парнишки в расстегнутой рубашке. Порой даже кажется, что человек ТАК петь просто не в состоянии.

Может, виной тому уж слишком серьезное увлечение Роберта оккультизмом? Не зря же поборники морали и религиозные фанатики не раз пытались сорвать выступления группы в Америке. Но любовь поклонников в итоге всегда перевешивала. В 1973 году они даже побили рекорд покойных Битлз по сбору зрителей. А после выхода двойного альбома Physical Graffiti и продажи дисков группы стали феноменальными. Все шесть альбомов «Лед Зеппелин» в мгновение ока одновременно оказались в хит-параде Billboard - самом престижном музыкальном журнале США.

Но это все у Планта в будущем, а пока - пока начало 70-х - время молодости, славы, миллионов поклонников -время расцвета его группы «Лед Зеппелин». Все изменилось в 1975 году. Виной тому целый ряд трагических событий, выпавших на долю певца.

Беды начались как бы шутя: гитарист группы Джимми Пейдж в тамбуре поезда защемил дверью палец, да так, что половину первой фаланги пришлось отнять (позднее Джимми шутя называл себя «лучшим девятипа-лым» гитаристом мира). В результате альбом группы 1979 года обнаружил, что с гитаристом группы что-то не то: почти полное отсутствие гитарных риффов, и даже редкие гитарные соло звучали как-то коряво. Но тогда еще никто не догадывался, что этот альбом - «Вход через выход» - окажется для группы последним.

Несчастье настигло и самого Роберта: он попадает в тяжелую автокатастрофу. В этот же злосчастный период от инфекционной болезни умирает любимый сын Роберта… Но и на этом несчастья, преследовавшие рок-музыкантов, не окончились. Последней каплей, разрушившей «Лед Зеппелин», стала смерть барабанщика коллектива Джона «Бонзо» Бонэма.

Тяжело переживая потерю близкого друга, которая свалилась вслед за утратой любимого сына, Плант, отгородившись от всего мира, почти семь месяцев провел в уединении на ферме. Но близкие и родственники помогли ему воспрянуть духом. Он собрал группу под названием «Хонейдрипперз» и на небольшом автобусе отправился с концертами по окрестным клубам и пабам, предаваясь исполнению любимых блюзов и сочиняя новые песни. Это был своего рода экзамен: после огромных стадионов выступать в маленьких пабах, оставаясь один на один с публикой. Как сильная личность и человек, полный новаторских идей, Плант с достоинством выдержал и это испытание.

«Если ты хорош, ты зацепишься, если нет - тебя просто унесет», - сказал он в одном из интервью. И он зацепился. Его восхитительный голос не мог остаться невостребованным. Сольные пластинки Роберта становятся «золотыми» и даже «платиновыми», его буквально засыпают предложениями выступать на больших площадках, но он отклоняет их, сделав исключение лишь однажды - уступая просьбам бывшего коллеги по «Лед Зеппелин» Джимми Пейджа.

Однако и этот фантастический успех, который сопутствовал их совместному альбому No Quarter, выпущенному в 1994 году, не повернул историю вспять и не возродил легендарную группу. Роберт предпочел исполнению заезженных шлягеров редкие концерты в небольших клубах.

«Мы должны были пересматривать прошлое, и единственное, что мы с Джимми сделали нового, так это всего три песни. Мне хотелось сделать нечто совершенно другое… Мне хотелось радоваться музыке, а не уставать от нее», - признался Роберт.

Сказано - сделано. Роберт снова вспомнил о прелести полуанонимных выступлений с малоизвестными музыкантами, о своей мятежной блюзовой юности и начал концертировать с группой из родного Киддерминстера - Priory Of Brion, в которой играет его старинный друг Кевин Гаммонд. Кстати, в родных краях Роберт преимущественно и жил на протяжении всей своей карьеры, за исключением периодов вынужденного налогового изгнания.

И вот Миллениум. Роберт Плант снова в дороге. Он остается неисправимым экспериментатором, никогда не останавливающимся на достигнутом и не довольствующимся купанием в лучах былой славы. Его путь - путь бесконечных исканий и изменений, иногда приводящих к неожиданным результатам. Его вечная любовь - блюз, которому Роберт Энтони Плант, несмотря на все свои поиски, остается верен всю жизнь.

Новый альбом великого музыканта «Страна грез», увидевший свет в начале осени этого года, состоит из блюзов и баллад 60-х.

«Это был период моего формирования. Мне было 12, когда мне подарили первый проигрыватель. Я выглядел, как обложки тех альбомов, которые вы могли видеть году в 1958: паренек, который еще не начал бриться, и все мысли которого заняты первой эрекцией. Вот отсюда я и начал отсчет: прочь от итальянских песенок, которые пели на каждом углу. Со студенческими беспорядками, которые происходили в Америке, и кризисом власти при Никсоне популярная музыка стала более красноречивой. В Англии было много групп, звучащих как если бы они были частью революции «революции цветов», но все это было дерьмо. Я питался американской музыкой. Она жила своей особенной жизнью»,- рассказывает Роберт.

Своей собственной жизнью живет и новая работа Планта. Слушая эту пластинку, просто невозможно поверить, что песням этим почти полвека. Да Роберт Плант и сам, по его словам, воспринимает новый диск не как коллекцию кавер-версий известных песен, а как свое оригинальное прочтение музыкальной истории.

Говоря об истории Роберта Планта, невозможно обойти вниманием историю его неприезда в Россию. Впервые он намеревался посетить Москву в конце 90-х, причем не один, а с Джимми Пейджем, и дать бесплатный концерт на Красной площади. Меломаны не смели в это поверить до самого дня заявленного концерта. И правильно сделали - концерт не состоялся. Ходят слухи, что из денег, выделенных спонсорами, Роберт с Джимми не увидели ни копейки (или ни пенни), а потому и отменили свои гастроли.

Как бы то ни было, афиши Роберта Планта вновь появились летом прошлого года - на этот раз в Санкт-Петербурге. Однако концерт, намеченный на 15 июля 2001 года, был отменен менее чем за сутки до начала. Официальная версия неожиданной отмены концерта такова: гитарист группы Планта Джейсон Адамс получил накануне в Таллине острое пищевое отравление, и ему прописаны три дня постельного режима.

Однако злые языки поговаривали, что причина кроется совсем не в этом. У Джексона Адамса действительно возникли неожиданные проблемы, но совсем не со здоровьем - Роберту Планту и его группе пришлось остаться в Таллине, потому что Джейсон Адаме почему-то не получил въездную российскую визу.

Тем не менее организаторы концерта уверили, что Роберт Плант обязательно приедет в Петербург, чего бы им это ни стоило. И вот, похоже, мы наконец-то дождались - Роберт Плант приезжает в Петербург. Поклонники смогут услышать удивительный голос легендарного исполнителя - певца на все времена и вне времени.


Records: 1   Pages: 1