Величайшие концерты в истории рока


Андрей Беспамятнов

Публикуется с любезного разрешения автора

Достаточно много музыкальных событий, происходивших в мире рок-музыки в семидесятые, могут смело претендовать на эпитеты «эпохальных», «исторических», «феноменальных» или «фантастических». И даже не важно о чем или о ком пойдет речь -то ли об издании альбома, то ли об удачном турне или о запоминающемся дебюте вновь образованной рок-формации. Это было настолько яркое и богатое на таланты время, что поклонники рока могли только радоваться тому, что они являются очевидцами, а порой и участниками столь выдающихся событий. К сожалению, осознание этих фактов пришло к публике, критикам и журналистам - увы! - много лет спустя.

Нет никаких сомнений, что рок-музыка, являясь, по сути музыкой улиц, в основе своей изначально предполагала «живое» выступление в качестве краеугольного камня. А выпуск альбомов, синглов и т.п., был бы уже приложением (пусть и достаточно весомым в коммерческом плане). Именно «живые» выступления создали немеркнущую славу очень многим рок-коллективам. Ведь именно в семидесятые родилось понятие рок-театра, когда концерты превратились в красочные театрализованные представления с обилием световых и звуковых эффектов, с постановкой и режиссурой на самом высоком уровне И трудно уже было представить, что достаточно недавно The Beatles хватало всего полчаса, чтобы отыграть весь материал и быстренько откланяться. Монстры рока семидесятых играли по два-два с половиной часа, зачастую пренебрегая даже «разогревающими» группами. Одними из главных специалистов по постановке эффектных (и эффективных!) шоу в то время были LED ZEPPELIN, о концертах которых в лондонском Earl's Court ниже и пойдет речь.

Вышеупомянутые представления имели место быть в мае 1975 года и им предшествовал целый ряд занимательных событий. В марте 75-го LED ZEPPELIN закончили триумфальное (десятое по счету, начиная с 1969 года) американское турне. Причем гастроли вылились в грандиозный успех. По скорости реализации билетов это турне в истории рок-музыки до сих пор считается рекордным, опережая турне по США U 2 в 1987-88 годах и американский тур Grand Funk Rail Road так же 75-го. Кроме того, двойной альбом «зеппелинов» "Phisical Graffiti", поступивший в продажу в Америке 4 марта, а во всем мире - 5-го, немедленно возглавил хит-парады в США (журнал "Billboard"), Великобритании ("Melody Maker") и еще пятнадцати стран мира. Достаточно сказать, что только предварительные заказы на пластинку в США составили порядка полутора миллионов штук, то есть - альбом стал платиновым еще не попав на прилавки магазинов. Кроме того, Atlantic Records, лейбл «зеппелинов», выпустил 22 марта специальный пресс-релиз, в котором указал, что весь каталог группы (то есть, шесть альбомов) размещается в «горячей» сотне "Billboard" и таким достижением не может похвастаться никто в истории поп-музыки. Не зря заостряю внимание на таких деталях, так как предыдущий - 1974 год - оказался для британского квартета очень специфичным. Во-первых, группа нигде не гастролировала, во-вторых практически ничего не записывала, за исключением двух сессий в Headly Grunge в мае и октябре, когда собственно и родились песни, составившие половину будущего двойного альбома, в-третьих, и это стало известно уже спустя несколько лет, Джон Пол Джонс, басист и клавишник, пришел в начале 74-го к Питеру Гранту с просьбой отпустить его - Джонса! -на все четыре стороны. Большой Питер предложил Джонсу подумать, но остальной троице ничего не сказал. Соответственно, Джон Пол некоторое время держался особняком - думал, значит, а затем молча вернулся в родные пенаты. Кроме того, все участники группы занимались съемками индивидуальных фрагментов к фильму "The Song Remains The Same". Короче говоря, получился своеобразный творческий отпуск. Реакция английской прессы на такое поведение недавних кумиров оказалось весьма специфической. Недавние заголовки типа - «Величественнее чем Beatles» или «Шесть причин, по которым Zeppelin круче ливерпульских мальчиков» сменились полным молчанием. В то же время американская пресса во всю хвалила группу и помещала едва ли не еженедельно какие-либо известия из лагеря команды. Надо ли говорить, что турне по США в январе-марте сопровождалось просто потоком заслуженной, а иногда и не очень, лести, каскадом дифирамбов, возгласами восторга и прочая, прочая. Интересно, что после последних мартовских концертов в лос-анджелесском «Форуме» состоялся грандиозный прием в одном из пафосных отелей города. Одним словом Пейдж и компания упивались славой (иногда Бонэм это делал в буквальном смысле).

К моменту возвращения на родину английские промоутеры выстроились в очередь -информация об американских коммерческих подвигах достигла ушей британской прессы и та отдала коллективу должное. Однако с точки зрения налогов о масштабных гастролях по Великобритании речи идти не могло - группе вообще «работать» в Англии не рекомендовалось. Поэтому Грант пошел на компромисс - были заявлены три концерта в самом большом лондонском зале Earl's Court - вместимость 17 тысяч. Даты выступлений - 17, 18 и 23 мая. Билеты поступили в продажу 15 числа, а уже через два (!!!) часа на окошках появилась надпись "Sold Out". «Это быстрее, чем я спускаюсь в своем доме с третьего этажа на первый,» - засмеялся Питер Грант, получив эту информацию. Учитывая почти 200 килограммовый живой вес этого господина, то это высказывание не так уж далеко от истины.

Грант решился, после предварительного разговора с Пейджем, еще на два концерта -24 и 25 мая. И эти билеты исчезли с приблизительно такой же скоростью. Теперь пресса буквально охотилась за музыкантами, пытаясь выведать у них хоть что-то касаемо приближающихся выступлений. А 17-го числа ажиотаж достиг немыслимых размеров. На первом выступлении, впрочем, как и на всех последующих, присутствовали почти все ведущие британские критики и журналисты. Первый концерт не совсем удался. И главной причиной было то, что группа не репетировала ни разу с момента окончания американского турне. Не мудрено, что «зеппелины» нервничали - играли-то они без «подогревателей». Тем не менее, последующие концерты удались на славу, а пик пришелся на 24-ое число, когда группа отыграла выступление продолжительностью - 3 часа 45 минут (то есть 225 минут без перерывов!). Весь американский гастрольный арсенал был пущен в ход, включая лазерные и пиротехнические эффекты, а также огромные неоновые надписи LED ZEPPELIN, которые загорались в конце выступления. Однако пожалуй даже не это было главным. Просто поражало внутреннее состояние музыкантов - их степень внутренней гармонии, гармонии с окружающим миром, чувство огромного удовольствия от исполняемой музыки. Не удивительно, что группа удостоилась пятикратного вызова на бис. Подлинной жемчужиной вечера оказался акустический сет (которого, кстати, не было в программе американских гастролей) с центральным пунктом в виде "Tangerine". Английские газеты наполнились восторженными отзывами на «… самое выдающееся культурное событие года …». Нет никаких сомнений, что эти пять лондонских концертов стали наивысшей точкой карьеры Пейджа, Планта, Джонса и Бонэма. Достаточно отметить такой факт. После концертов был вновь организован прием для всех заинтересованных лиц, на котором Грант договорился о том, что в августе группа стартует с новым американским туром с заездом в Южную Америку (впервые в истории команда такого масштаба собиралась в этот, в общем-то, не рок-н-ролльный регион). Кроме того, в 1976 году, году 200-летнего юбилея основания США, группа согласилась дать четыре концерта на стадионах Вашингтона, Филадельфии, Нью-Йорка и Чикаго. Гонорар за каждый - 1.5 миллиона долларов (в ценах 1976 года). Причем первый концерт - 4-го июля. Это уже переводило данные шоу в разряд скорее государственных мероприятий.

Эфиры популярных радиостанций многих стран мира наполнили хиты группы -"Black Dog", "Trampled Underfoot", "Kashmir", "Stairway To Heaven", а популярность «Свинцового Дирижабля» достигла просто невиданных до селе высот. Видимо Всевышнему показалось, что «зеппелинов» стало слишком много. Впрочем, это уже совсем другая история.


Records: 1   Pages: 1