Роберт Плант в Ледовом


Anry Seagull
сайт Хаоs.Ru 13 ноября 2002

Первый и единственный Роберт Плант дал первый и единственный в России концерт на первой и единственной в Петербурге сцене, способной принять испольнителя такого уровня. Первый и единственный на моей памяти концерт, где перед сценой толкались в томительном ожидании не бесноватые подростки, а лысоватые дяденьки старше сорока. Один из них весь концерт продержал на плечах дочку лет двенадцати - хороший человек вырастет. По давно сложившейся рок-н-ролльной традиции, концерт задерживался уже на полчаса, но что такое полчаса по сравнению с тридцатью годами, на протяжении которых большинство стоящих у сцены могли только мечтать о возможности услышать Планта живьем?

Наконец, под невнятные аплодисменты на сцену вышли какие-то молодые люди, взяли в руки инструменты. По-моему, зрители поначалу решили, что это разогревающая группа - как-никак на билете было что-то указано про plus special guests. Однако из полумрака к микрофону вышел ОН. Начали с ковер-версии Hey Joe Хендрикса, потом - незнакомая мне песня из сольного творчества. Было ощущение, что публика до сих пор не верит, что перед ними - кумир детства. Привет, Питер! Большое спасибо, что пришли сюда сегодня. Как настроение? Я счастлив, что после стольких лет увлечения этой музыкой вы смогли прийти на мой концерт. Сегодня мы будем петь новые песни с моего последнего альбома, классические стандарты и, конечно, песни той самой группы. Действительно, пора было переходить к этим самым песням - мы сюда зачем пришли, в конце концов? И когда после встреченной овациями Celebration Day (We are gonna dance and sing in celebration - не то слово!) грянула Ramble On, лысые дяденьки забились в экстазе.

Ramble On, And now's the time, the time is now, to sign my song.

Потом были и I Can't Quit You Baby, и Babe I'm Gonna Leave You, и Going To California, и When The Levee Breaks и другие наизусть знакомые шедевры, иногда перемежавшиеся новыми песнями - слабоватыми, по сравнению с исполняемой классикой из репертуара Led Zeppelin. Классические стандарты предварялись рассказами Роберта о том, как эти песни в детстве повлияли на его становление как творческой личности - спели даже Girl From Northern Land Боба Дилана и один из боевиков Элвиса, перед исполнением которого Плант пошутил, спросив у зала, не спеть ли ему вместо Элвиса что-нибудь из Кайли Миноуг. Выяснилось, что по-английски Роберт говорит гораздо понятнее, чем поет. Whole Lota Love в едином порыве пел уже весь Ледовый. Вы когда-нибудь пели Whole Lota Love вместе с Робертом Плантом?

You need coolin', baby, I'm not foolin',
I'm gonna send you back to schoolin',
Way down inside honey, you need it,
I'm gonna give you my love,
I'm gonna give you my love.

Стоит ли говорить, что когда отзвучали последние риффы этой оказавшей на развитие рока огромное влияние вещи, и Плант, попрощавшись и поблагодарив пришедших, ушел со сцены, публика недоумевала: Как - уже все? С начала концерта прошло чуть больше часа, и этого было явно недостаточно - после стольких-то лет ожидания и надежд. Зал взревел. Через несколько минут показался Плант со стаканом, похоже, колы в руке. Поставил стакан и спел звучащий сейчас на всех признающих рок-музыку радиостанциях хит Darkness, Darkness со своего последнего альбома, потом, окончательно разомлев от столь теплого приема, промурлыкал Thank You со второго альбома Цеппелинов и снова ушел. Не знаю, может его не предупредили, что в Питере никто не заканчивает концерт, не выйдя на бис минимум дважды, но появившийся после повторного сотрясания орущей публикой стен Ледового дворца в уже наполовину расстегнутой рубашке Плант выглядел удивленным. Он пообещал бушующему залу спеть еще один раз, но предупредил, что больше они не выйдут. Я чувствовал, что без Rock'n'Roll, Black Dog или Immigrant Song его не отпустят. Вряд ли кто-то надеялся услышать Stairway To Heaven, но игнорирование ЭТИХ трех композиций ему бы не простили. Наверно, Плант это тоже почувствовал. Загремело барабанное вступление - жахнул Rock'n'Roll.

It's been a long time since I rock and rolled,
It's been a long time since I did the Stroll.
Ooh, let me get back, let me get back
Let me get back, baby, where I come from.

Около года назад я вышел из Ледового дворца ошеломленный, со счастливой улыбкой на лице и еще пару недель пребывал в культурном шоке. В Питер приезжал Эрик Клептон. На сей раз ничего подобного со мной не произошло. Конечно, нельзя сказать, что я разочарован, но и сказать, что удовлетворен - тоже нельзя. И не потому, что я ожидал слишком многого - напротив, я прекрасно отдавал себе отчет в том, что страик уже не тот, что двадцать пять лет назад. Но чего я никак не мог предположить, так это аккомпанировать ему будут плохие музыканты. Претензий нет только к барабанщику, который весь концерт отстучал на действительно высочайшем уровне. Остальные представляли собой жалкое зрелище. Возможно, в этом отчасти виноваты звукооператоры - на протяжении полутора часов музыканты попеременно давали им знаки, по которым любой сообразительный или выступавший хотя бы пару раз на сцене человек мог понять, что они то не слышат сами себя, то остальных. Выдать настоящий драйв им удалось только в паре песен. Хотя и это можно было бы простить, если б так явно не была заметка нехватка исполнительского мастерства. Конечно, сыграть как Пейдж или Джонс дано не каждому. Но надо ведь себя заставлять! Послушайте концертные записи (не говоря уж о студийных) Led Zeppelin - вы услышите каждую ноту, извлекаемую Пейджем на гитаре, а какой напор, какой драйв! В Ледовом у Планта было два гитариста, но это не спасло ситуацию. Ко всему прочему, один из гитаристов, молодой парень из Ливерпуля, почему-то счел возможным играть блюз модным гитарным саундом, более присущим нынешним альтернативщикам. Я уважаю его творческий подход к наследию, но отнюдь не одобряю. А вот соло на акустической гитаре в Babe I'm Gonna Leave You он просто запорол, причем явно и откровенно. Это вам не кнопки на гитарном процессоре нажимать и звукосниматели к колонке подставлять - тут уметь надо играть на инструменте. В итоге великий голос двадцатого столетия исполнял свои и чужие прекрасные, но бездарно сыгранные и бедно аранжированные песни. Этого ли мы ждали столько лет?

Но, несмотря ни на что, жизнь прожита не зря. Я видел глаза и улыбку Роберта Планта, я слышал его голос вживую. К тому же, на прощание он сказал: See you next year. У группы Strange Sansation есть еще время для изнуряющих репетиций.


Records: 1   Pages: 1