Роберт Плант: Уйду я от тебя, малышка, настанет лето - и уйду
Андрей Евдокимов
газета Газета 18 ноября 2002
На волне слухов о возрождении Led Zeppelin и с их опровержениями в Санкт-Петербурге и Москве прошли концерты бывшего голоса LZ Роберта Планта.
Пресс-конференцию Планта устроили в футуристически-джеймс-бондовском здании британского посольства в Москве. Последний ответ на последний вопрос - и прожженные акулы пост-советской рок-журналистики без оглядки на реноме бросаются на гостя. Желанный трофей - автограф-закорючка. Из клубка тел вываливает человек с охапкой родных цеппелиновских пластов (LP). Счастье на его лице не отличить от выражения лица другого, скажем так, корреспондента, чей экземпляр из Архива популярной музыки №6 (Мелодия) тоже освящен небрежным махом... Взрослые люди, профи, вроде бы…
На следующий день в танцевальном партере Олипийского - седеющие папики, с животиками и без, ходят в смятении надежды и опаски. И дамы, бывшие интересными четверть века назад. Поближе к сцене занимает места намеренная расколбаситься молодежь. А уж после концерта, в буфете - веселье: к нам приехал, к нам приехал Роберт Плантик дорогой. И так сбацал на бис RockNRoll (Lonely Town).
Led Zeppelin - в этом звуке много для сердца русского слилось. Какая летящая мощь и тяжесть! И какой голос! Высокого тембра, но сильный, насыщенный, поэтичный, развратный, одухотворенный и циничный.
Открыл концерт старинный рок-стандарт Hey Joe - современная психоделика с арабским заунывным надрывом. Музыкант с восточной мандулой в руках кружился на одной ноге, задрав колено… Другой играл то на контрабасе, чего на этом концерте можно было ожидать менее, чем арфы; то на бас-гитаре с прозрачным корпусом. Соло-гитарист держался сбоку и в тени. Бедняга устал получать от публики: нет, ты не Джимми. Барабанщику прятаться было труднее. Но и он держался достаточно мужественно. Увы, кто бы не взялся аккомпанировать Роберту Планту, невольно их будут мерить по недостижимому. А кто хотел всего лишь Планта, получил больше, чем мечтал. Его спрашивали, не пропала ли легендарная сила его голоса. Он отвечал: не пропала, а перетекла в другой его орган. Но и того, что осталось голосу, хватило на великолепные два часа.
От чего в своей жизни вы бы избавились легко и с удовольствием? - От своего прошлого! И вроде бы не лукавил. Ему хочется жить свежо, а не купаться в славном прошлом. Похвально и завидно, а концерт возвращает в реальность. Связь времен нерасторжима. На пресс-конференции было приятно видеть Планта-жизнелюба, острослова и любопытного человека. А репертуар обращен к прошлому. Послышались гитарные переборы - и по залу шепотом пронеслось, что, наконец-то, она, ура, всем тихо, не дышать: лестница в небо! Но обещал не петь, и не поет. То была Уйду я от тебя, малышка, настанет лето - и уйду. Не только цеппелиновое наследие довлеет. Плант исполняет половину песен из нового альбома, но большая часть их - родом из шестидесятых. Значимые песни Плант предварял мини-лекциями. Например, я маленьким, мол, не любил поп-музыку, и для таких, как я, рел Боб Дилан. Сентенций за концерт набралось бы на брошюрку В помощь рок-пропагандисту. А ведь на пресс-конференции он призывал не быть слишком серьезными: это всего лишь рок-н-ролл, entertainment.
У Планта трепетное отношение к блюзу. Для него это музыка …из иного мира. И сегодня, на большой сцене, в лучах прожекторов и лазеров, отполированный блюз - это не блюз. Сам он берется исполнять блюзы, лишь перекурочивая их до неузнаваемости. Со сцены он снова разъясняет: идем в глубинку Дельты Миссиссиппи, там почти век тому назад жил парень по имени Сон Хауз. И начинается Fixing to Die, правда, автор ее бы не узнал. Формально можно насчитать полдюжины блюзов в концерте. Ни один из них не напоминал стандартный блюз. Вероятно, так же относится Плант и к музыке арабских традиций: любит, а не пытается воспроизвести. Умно одалживает приемы и фрагменты.
А когда он включает голос на форсаж и разносит под гигантский купол тоскующую ноту торжества - время отступает. Психоделик-рок шестидесятых и транс-хоп конца столетия кажутся такими близкими стилями. Так, наверное, их будут судить муз
Records: 1 Pages: 1