Глава из книги Led Zeppelin


1969 год

Андрей Беспамятнов
издательство ООО Нота-Р 2003
Публикуется с любезного разрешения автора

Никогда после в своей истории Зеппелины не подвергались столь интенсивным нагрузкам как в первом турне по Штатам. Играли почти каждый день, а бывало и по два раза в день. Это турне проходило под патронажем ведущего рок-агентства в США в то время - Premier Talent, которое постаралось создать максимально положительный эффект от выступления группы. Кроме того, Грант, побывавший до этого в Америке с Animals и Yardbirds, прекрасно понимал в каких городах и в каких залах следует выступать, чтобы сделать группе соответствующее паблисити. Правда, Зеппелины и сами старались вовсю практически с первых выступлений демонстрируя недюжинный потенциал и прекрасную сыгранность.

Оригинального материала, записанного в студии, на всю программу катастрофически не хватало, поэтому по ходу гастролей приходилось изворачиваться как только можно. В основном музыканты пускались в длительные импровизации, но не ограничивались и этим. В репертуар постепенно стали входить старые проверенные блюзовые и рок-н-ролльные стандарта, кроме того Пейдж, после небольшого совещания с Джонсом, решил завершать выступления мощными поппури. Это нравилось публике и очень скоро слава о новой замечательной рок-группе разнеслась по всему Западному побережью, где в основном и играли Зеппелины в том турне. Пик пришелся на три выступления в Сан-Франциско в знаменитом (ныне, увы, разрушенном) Fillmore West. Поскольку в первом турне Led Zeppelin больше, чем на подогревателей не тянули, то в тот раз они выступали перед Country Joe & The Fish, популярными участниками Вудстока. Для начала Зеппелины устроили почти двухчасовой марафон, вызвав фантастическую реакцию публики, а во второй день и вовсе заставили зал скандировать свое название во время выступления хэдлайнеров.

Тем временем, 17 января, первый альбом под простым названием Led Zeppelin был выпущен одновременно в США и Канаде. Благодаря достаточно эффективной и продуманной рекламной кампании число предварительных заказов достигло 50 тысяч. По какой-то злой иронии судьбы в день релиза первого альбома Зеппелины выступали в Детройте и на афише были указаны как Led Zeptlin.

LED ZEPPELIN

Наивысшее место в хит-параде Великобритании: 10
Количество недель в ТОР-10: 2
Наивысшее место в хит-параде США: 7
Количество недель в ТОР-10: 3
Дата релиза компакт-диска: апрель 1987 года.

1. Good Times Bad Times (Page - Jones - Bonham)
Великолепное начало для дебютного альбома! В середине композиции Бонзо выстукивает просто потрясающий ритмический рисунок, что вызвало восхищение известного джазового барабанщика Бадди Рича. В целом вещь была сыграна на хорошем энергетическом уровне, явив миру новую заводную команду. Несмотря на совпадение названий эта песня не имеет ничего общего с песнями Rolling Stones и Линды Ронстад. На концертах Зеппелины играли ее достаточно редко - в основном как часть поппури Whole Lotta Love. Последний раз - 29 сентября 1971 в Осаке.

2. Babe I'm Gonna Leave You (Page)
Не менее впечатляющий номер, выполненный скорее в блюзовом ключе, но больше напоминающий хард-рок. В этой композиции Пейдж впервые использовал, ставший впоследствии фирменным, свой прием - изменение темпа внутри песни. Сам Джимми утверждал, что любого начинающего композитора учат азам - темп внутри песни менять нельзя, а он это как раз стал делать, считая венцом своих экспериментов Stairway To Heaven. Постоянный концертный номер на раннем этапе творчества группы. Последний раз на концерте игрался в ноябре 69-го на четвертом американском турне. Прооразом этой песни является композиция Джоан Без, к которой он испытывал одно время нежные чувства.

3. You Shook Me (Willie Dixon arr. By Page)
Классический блюзовый стандарт, который Пейдж долгое время не желал признавать чужим. Откровенно говоря, оригинальная вещь Диксона совсем не похожа на то, что сыграла здесь группа. Тем не менее, Диксон достаточно упорно судился с Led Zeppelin, но похоже что он ничего не добился. В этой композиции Джонс очень впечатляюще дебютировал на клавишных. Постоянный концертный номер в период 69-71 годов, причем музыканты варьировали версии - Джонси играл как на бас-гитаре, так и на клавишных.

4. Dazed And Confused (Page)
На этой вещи можно смело поставить личный знак Пейджа как клеймо мастеров в старину. Полностью его личная композиция, в которой он играет смычком. Некоторые критики утверждают, что Пейдж содрал ее с одной композиции Yardbirds времен Джэффа Бэка, но это не соответствует действительности. На самом деле в какой-то степени основой для этой вещи послужила акустическая композиция Джека Холмса. Все остальное - плод творческой фантазии Джимми. Единственное сходство с вещью Yardbirds может служить композиция I'm A Man, в которую Пейдж тоже использовал смычок. В полной мере этот номер отражает фирменное звучание Led Zeppelin на ранней стадии их карьеры. Средняя часть вещи выполнена в несколько психоделической манере, но это скорее дань моде того времени. Номер был настолько любим публикой - естественно из-за игры смычком - что оставался в репертуаре вплоть до последних дней существования команды. На американских гастролях 77-го и концертах 79-го и 80-го годов Пейдж перестал играть ее целиком, а исполнял лишь соло со смычком. В золотые годы композиция превратилась в настоящий марафон (например, продолжительность ее на американских концертах 75-го года 75-го достигла 45 минут), который состоял из десятков вкраплений, фрагментов и фрагментиков композиций как Led Zeppelin, так и других групп. Иногда эту вещь называли Led Zeppelin Greatest Hits.

5. Your Time Is Gonna Come (Page - Jones)
Уникальные способности Джонса как клавишника и аранжировщика в этом номере проявились в полной мере. Для вступления к этой вещи он использовал Токатту Ре-минор Иоганна-Себастьяна Баха, зато потрясающий переход к акустической гитаре - это полная заслуга Пейджа. Очень неплохая в целом композиция, но в концертный репертуар она не попала - наверное из-за своей сложности. Единственное ее исполнение отмечено в поппури Whole Lotta Love 24 сентября 1971 в Токио.

6. Black Mountain Side (Page)
Инструментальный номер Пейджа и Бонэма с небольшой, но очень эффективной помощью индусского музыканта Вирама Яссана, сыгравшего на табле. В какой-то степени и этот номер дань тогдашней моде, моде на рага-рок. На концертах Пейдж играл его обычно в связке с другим инструменталом - White Summer, который был записан в ту же сессию, но планировался на второй альбом. Обычно эта связка выступала самостоятельным номером, позже - как вступление к другим номерам. Например, к Kashmir.

7. Communication Breakdown (Page - Jones - Bonham)
В этом номере полностью отразился взгляд Пейджа на хард-рок, или как он называл …утяжеленный блюз. Почти идеальное сочетание мелодии, драйва и энергетики. Можно спорить до бесконечности кто из двух гитаристов - Джимми Пейдж или Джими Хендрикс - первым изобрел тяжелый рок, но одно вполне очевидно - столь логически законченного номера, олицетворяющего наступающую эру хард-энд-хэви - не было ни у Хендрикса, ни у Cream, ни у Free, ни у кого-либо вообще. Постоянный номер на протяжении всей карьеры группы, после 73-го года перешел в раздел игры на бис, что совершенно не сказалось на его прелести и очаровании.

8. I Can't Quit You Baby (Willie Dixon arr. By Page)
Очередной повод для судебных разбирательств с Диксоном. Интересно, что обе ссылки на авторство Вилли-Блюза появились только много лет спустя на переизданных виниловых пластинках и вновь изданных CD. На оригиналах выпуска 69-го года этого нет, а стоит лишь фамилия Пейдж. Также постоянный номер на ранней стадии карьеры - последний раз ее сыграли в апреле 1973 года на концертах в Европе.

9. How Many More Times (Page - Jones - Bonham)
Вновь Джимми Пейдж использует смычок и вновь это приходится ко двору. Вступление к этому номеру живо воскрешает в памяти лучшие номера Black Sabbath, но … Но в этот момент никакого Саббата и в помине не было, поэтому утверждения о причастности Оззика и К к рождению хард-рока мягко говоря выглядят сомнительными. Этот номер тоже состоит как-бы из нескольких частей, ключевая роль в котором принадлежала песне The Hunter. На ранней стадии эта композиция выступала в качестве заключительной, а затем была изьята из репертуара осенью 71-го года. Затем вдруг вернулась в сет-лист на американских концертах 75-го года. Поводом к такому come-back послужили следующие обстоятельства. Во время турне Пейдж травмировал правую руку, защемив ее в вагоне метро (что он вообще в метро делал непонятно, как будто лимузинов мало). В результате этого исполнение Dazed And Confused стало временно невозможно. Но композиция со смычком - это же часть шоу, крючок на который клюет рыба, то бишь публика. Поэтому Джимми решился играть How Many More Times, хотя и в существенно упрощенном варианте.

Несколько комментариев к альбому. Во-первых, в исходных данных альбома в авторах совсем не значился Роберт Плант, хотя совершенно точно известно, что он написал целый ряд текстов. Причина была очень проста - когда Плант подписал в 67-ом году контракт с CBS на выпуск синглов, то действия этого соглашения завершалось в июне 69-го года. Роберт по наивности и незнанию скрыл этот факт от Гранта, что вызвало не совсем приятные разборы и Роберт вообразил себе, что по этой причине его могут из группы удалить. Во-вторых, во время сессий были записаны следующие композиции, которые на альбом не прошли - Tribute To Robert Burns, Babe Come On Home, Train Kept A Rollin' и White Summer. Последнюю предполагали включить на второй альбом. В-третьих, в списке ТОР-100 самых продаваемых альбомов в мире (имееются в виду все стили и направления) с тиражом в 13 млн. экземпляров занимает 86-е место. Ни так уж и плохо, если учесть, что ни одного альбома Black Sabbath или Deep Purple в этом списке вообще нет.

В целом реакция критиков на альбом оказалась довольно неоднозначной - мало кто хвалил, а большинство ругали. К счастью, Пейдж и К мало обращали внимания на критику, а продолжали играть, считая это единственным действенным способом доказать свою правоту в сложившейся обстановке. С другой стороны было вполне очевидно - дебютный альбом, сыгранный столь ярко и неординарно, сулил команде прекрасные перспективы, в нем не было обычных для дебютов издержек, шероховатостей и недоработок. Он попросту получился очень и очень хорошо.

В середине января группа перебралась на Восточное побережье и в основном гастролировала по Новой Англии. В этот регионе Пейдж был не так хорошо известен как на Западном побережье, где не раз выступал с Yardbirds. Тем не менее, не прошло и двух недель как о Zeppelin и здесь заговорили в восторженных тонах. Особенно после двух совместных концертов с Iron Butterfly. Точнее, состоялся всего один, где Зеппелины играли на разогреве, во второй раз им пришлось играть самим все два с половиной часа, так как Iron Butterfly выходить на сцену отказались, сославшись на болезнь своего гитариста Майка Пинеры. Вся пикантность ситуации заключалась в том, что на тот момент Iron Butterfly были самой крутой тяжелой группой в США (а для аборигенов значит и самой лучшей в мире) и их альбом In-A-Gadda-Da-Vida достиг платинового статуса и занимал первое место в хит-парадах. Поэтому Butterfly предпочли таким оригинальным способом избежать прямого сопоставления самих себя с каким-то неизвестным британским квартетом. Впрочем, те кто знаком с творчеством Iron Butterfly, пусть и в душе, согласятся, что Zeppelin был на порядок мощнее, быстрее и разнообразнее, как в отношении исполняемого материала, так и в отношении самого поведения на сцене. В недрах американской сцены зрел другой монстр - Grand Funk Railroad, но об этом в своем месте.

26 января оказалось знаменательной датой в истории группы - они отыграли легендарный концерт продолжительностью четыре с половиной часа (!!!). Публика никак не хотела отпускать музыкантов и они начали играть все что придет в голову, потом - все что вообще знали. Фанаты начали биться головой о сцену и пораженный этим зрелищем Джон Пол Джонс, позже признался, что никогда такого больше не видел.

Вместе с популярностью и почти повсеместным признанием, росли и заработки группы - если за первые концерты им платили порядка 500 долларов, то к концу турне 2500 зеленых стали нормой.

Турне предполагалось закончить 1 февраля, а завершили 15-го серией концертов во Флориде.

Группа вернулась в Англию в ореоле американской славы и теперь вопроса с организацией гастролей не возникло...


Records: 1   Pages: 1