Глава из книги Led Zeppelin
1971 год
Андрей Беспамятнов
издательство ООО Нота-Р 2003
Публикуется с любезного разрешения автора
Вполне насладившись прошлогодним триумфом и проведя очень приятные (в основном международные) рождественские и новогодние каникулы, Зеппелины вернулись в Islands Studio, дабы продолжить начатую в ноябре 70-го работу над очередным альбомом. Как уже упоминалось выше, Islands Studio была совершенно новой студией и ее хозяева, пытаясь сделать своему заведению соответствующую рекламу, пригласили записываться две - по их мнению - наиболее выдающиеся британские группы: Led Zeppelin и Jethro Tull. Отношения у двух этих коллективов сложились просто великолепными еще в 1969 году во время американских гастролей. А лидеры групп, соответственно Джимми Пейдж и Ян Андерсон, относились друг к другу с глубочайшим уважением. И теперь обе команды оказались под одной крышей. Да еще и в одно время. Jethro Tull работали над эпохальным альбомом Aqualung и были близки к его завершению. Во время одного из перерывов обе веселых компании собрались за общим столом и Ян Андерсон продемонстрировал Пейджу несколько набросков к новым композициям. Пейджа зацепило прекрасное, стилизованное под средневековье, звучание андерсоновской флейты. Спустя два дня Пейдж в студии проиграл два фрагмента к новой, еще не имеющей названия композиции. Это были зарисовки к Stairway To Heaven. Дело в том, что к этому моменту у Зеппелинов было готово девять композиций (семь из которых войдут в четвертый альбом), а вот заглавной, ключевой песни не было. И Пейдж прекрасно это осознавал. В течении следующих трех дней практически все было закончено, настолько все были увлечены новой вещью. Самое интересное, что текст Роберт написал за каких-то полчаса уже после первого прослушивания упомянутых фрагментов. Плант в это время был серьезно увлечен Толкиеном, но еще больше древней историей Британии. Находясь под неизгладимым впечатлением подвигов саксов и древних бриттов, Плант перенес на бумагу все свои эмоции, создав вечный шедевр рок-поэзии. Впрочем - об этом ниже.
К середине февраля Пейдж, являясь основным продюсером диска, отобрал восемь композиций к новому альбому, оставив за бортом три менее на его взгляд удачные. Примерно в это же время Пейдж и Ко получили официальное приглашение посетить редакцию журнала Disc для вручения группе приза за лучший альбом 70-го года. Им стал - естественно! - Led Zeppelin II. Это было первое публичное появление группы в наступившем году. Посему помещение редакции оказалось просто не в состоянии вместить всех желающих - журналистов, радио- и телерепортеров, да и обыкновенных тусовщиков. Еще бы - должно было состояться явление лучшей группы мира, признанной таковой по обе стороны океана. Зеппелины выглядели отдохнувшими, удовлетворенными и слегка снисходительными. Питер Грант, который два месяца провел в специализированной клинике по борьбе с лишним весом (в его случае - с банальным ожирением) заявил о начале в марте британских гастролей и выпуске нового альбома в июле, аккурат к началу американского турне.
После этого мероприятия Пейдж вылетел в Лос-Анджелес со всеми мастер-лентами нового альбома с целью провести окончательное микширование и доработку. Знал бы он чем обернется эта поездочка! Практически все мастер-ленты были испорчены не очень радивым местным звукоинженером и когда Джимми вернулся 3 марта из США со столь радостным известием, все были просто в шоке. Надо было начинать все с начала!
Тем не менее 5 марта в Белфасте стартовал британский тур. По совету Гранта группа играла в очень небольших залах - клубах, университетских кампусах и актовых залах колледжей. Мы должны быть ближе к народу! - резюмировал Питер.
Джимми Пейдж:
Идея в целом была неплохая. Честно говоря, мы несколько устали от огромных американских стадионов и площадок, поэтому с удовольствием окунулись в мир небольших залов. Правда в начале не обошлось без недоразумений. Кажется в Лидсе, мы играли всего перед двумя тысячами человек. Но мы то привыкли к другому и загнали совершенно потрясную мощность. Первых три ряда просто снесло со своих мест!
Однако для меня в этом турне запоминающимся был совсем другой момент. Мы играли в Дублине на двадцатитысячном стадионе (это был единственный стадион в том турне - Прим. А.Б.). В нашу программу уже входили композиции с нового альбома - Rock N' Roll, Black Dog, Going To California и Stairway To Heaven. Последнюю мы решили припасти на окончание концерта. Мы с Джонсом достаточно много репетировали вступление и добились хорошей сыгранности. Так вот, я вступил, Джонси подхватил и вдруг явственно сбился. Я удивился - с ним такого не было никогда. Каково же было мое удивление, когда Роберт забыл вступить и пропустил первую строчку. Черт, да что такое творится? Я взглянул (гневно!) в сторону Планта и увидел, как он опустил микрофон и смотрит в зал. За моей спиной был Бонэм и краем глаза я увидел, что он привстал за барабанами и тоже напряженно вглядывается вперед. Тут и я обратил свой взор на публику ... Потрясающе! Почти весь зал светился самодельными огоньками - зажигалками, газетами, спичками ... Я был ошеломлен - такого торжества звука я в своей жизни еще не встречал. Именно в этот момент я осознал, что Led Zeppelin создали хит, который обеспечил нам всем Вечность!
Турне продолжилось до 1 апреля, когда Зеппелины выступили в лондонском Paris Theater (именно это выступление легло в основу выпущенного позже компакта ВВС Sessions). Во время турне не обошлось без накладок. Выступление в Ливерпульском унивеситете было перенесено на май, так как Джон Бонэм отсидел сутки в кутузке за вождение автотранспорта (личного) в нетрезвом виде. Пейдж и Плант внесли за него залог 200 фунтов, но Бонэма освободили слишком поздно. Но это было достаточно безобидное проишествие, скорее стандартное - иначе турне Led Zeppelin не было бы похоже на само себя. Вторая накладка носила характер более фундаментальный. Дело в том, что практически параллельно с Зеппелинами (едва ли не тем же маршрутом) передвигались по стране великолепные Emerson Lake & Palmer. Трио обкатывало свою программу Pictures " At An Exibition, которая пользовалась огромной популярностью после фестиваля на острове Уайт. Так вот, одно из желтых изданий поместило информацию о том, что Грант покидает ЛЕД ЗЕППЕЛИН ради Е L & Р, так как вторые более перспективны. Реакция Питера была мгновенной: Узнаю кто это придумал - башку снесу! А Бонэм мне в этом поможет. Все дружно посмеялись, но нехороший осадок остался.
Почти весь апрель и май группе пришлось вновь провести в студии, перезаписывая альбом. Именно этим можно объяснить, что версии песен с альбома, сыгранные в марте настолько отличаются от своих виниловых оригиналов. Постепенно стало ясно, что в июле пластинка не будет выпущена. Грант занервничал и предложил ускориться, но тут перемкнуло Пейджа, который вдруг предложил выпустить живой альбом и записать его на июльских концертах в Италии, куда группу пригласило местное правительство (!!!). С трудом гитариста удалось отговорить, но его посетила новая гениальная мысль -хорошо, пусть будет студийный альбом, но надо выпустить его на четырех (!?) дисках формата ЕР. И от этой дури удалось отговорить Пейджа, обосновав тем, что стоимость такого монстра в розницу резко снизит общий тираж альбома. Время шло, а у нового детища Зеппелинов не было до сих пор не только названия, но и проекта обложки. Группа пообещала решить эти вопросы как можно скорее, но сама укатила в солнечную Италию. На Atlantic выпускающая команда просто рвала и метала. Впрочем, самим Зеппелинам аппенинское путешествие вышло боком.
Первый концерт в Риме прошел на ура, итальянцы оказались весьма восприимчивы к энергетическим экспериментам британской группы и оказали нашим героям ну очень горячий прием. Второе (и последнее) выступление прошло на велодроме Vigorelli в Милане, где состоялся фестиваль спонсируемый правительством. Приблизительно час все было в порядке, но затем полиция посчитала, что публика ведет себя несколько разгоряченно и начала обстрел трибун гранатами со слезоточивым газом. Доведенные до отчаяния фанаты устроили ответную канонаду из пустых винных и пивных бутылок. На трибунах вспыхнули бои местного значения, пока одна из гранат не шлепнулась в двадцати метрах от Джонса, находящегося на самом краю сцену. Басист быстро сообразил что к чему и сделал знак Пейджу сворачиваться. Без игры на бис. Пейдж несколько промедлил, но когда увидел, как зрители полезли на сцену, спасаясь от полицейских дубинок, то дал команду всем сматываться. Выход со сцены был перекрыт полицейскими автомобилями, тем более, что за ними вовсю кипел бой. Оставался только выход в сторону гримерок. Четверка проскочила туда, а Ричард Коул успел запереть дверь. Приблизительно четверть часа за дверью происходило Бог весть что. Кто ломился, кто-то просто орал, кого-то били (и больно). Когда Зеппелины вышли из заточения, то первое, что они сделали, так это вернулись на сцену, где оставили аппаратуру. Точнее те жалкие обломки, которые от нее остались.
Джон Пол Джонс:
Я был просто в ярости! Эти идиоты сломали все - гитары, орган, барабаны, усилители ...Нам через месяц в Америку, а у нас ничего не осталось. Моя бас-гитара была со мной с 66-го года, а теперь от нее я нашел только два переключателя! И этот был фестиваль, безопасность на котором была гарантирована правительством. Ноги моей больше в Италии не будет!
В такой ситуации было уже просто не до обложек, названий и песен. Пейдж, Плант, Джонс и Бонэм лихорадочно метались по Лондону, заказывая себе новую аппаратуру. Затем начались репетиции, но Пейджу этого было мало. Нужна была проверка в условиях более суровых. Тут и подоспело приглашение Карла Ноббса на фестиваль в Монтре. Оно было с благодарностью принято. 7 и 8 августа Зеппелины блестяще отыграли на фестивале. Почти со всей Европы съехались многочисленные поклонники группы, так как это был единственный шанс увидеть Led Zeppelin в Европе в том году.
19 августа в канадском Ванкувере стартовало седьмое американское турне. 24 концерта за 32 дня. С ключевыми выступлениями в лос-анджелесском Forum и нью-йоркском Madison Square Garden. Турне прошло великолепно. Новые композиции группы вызвали положительную реакцию критиков, а главное публики. И хотя гастрольные маршруты заводили музыкантов в глухую провинцию, особенно в южных штатах, это нисколько не повлияло на кураж и высокое исполнительское мастерство Зеппелинов. Да и новая аппаратура не подвела.
17 сентября в Гонолулу прошло заключительное выступление и Грант оставил своих мальчиков на недельные каникулы на райских островах. Удивительно, но в турне Зеппелины вели себя на редкость миролюбиво. Может хватило боевых действий в Европе? Естественно, что многочисленные группиз и фотомодели слетались как пчелы на мед и сопровождали своих мужей на всем маршруте их движения, но это было скорее стандартное мероприятие. Однако спокойствие Зеппелинов оказалось обманчивым и все события были впереди. В Японии.
22 сентября самолет Боинг-727 японской авиакомпании вылетел из Гонолулу, выполняя спецрейс на Токио. На борту находились спецпассажиры - британская группа Led Zeppelin, а так же приблизительно 70 человек свиты и особая группа поддержки женского пола. Бонэм проявил себя во всей красе уже в воздухе. Для начала он просто поддал, а затем предложил поиграть в прятки, в результате чего через пятнадцать минут самолет ходил ходуном. Вежливые японские пилоты предупредили невежливых белых людей, что так себя вести нельзя. Прятки плавно перетекли в салки, в которые попытались втянуть стюардесс. Вежливые японские пилоты пригрозили тем, что повернут обратно. Спустя еще какое-то время спецпассажиры разбились на приблизительно две равные команды и начали бросать друг в друга свежими бисквитами и овощами, благо что и тех и других было несколько ящиков. Через считанные мгновения салон превратился в некое подобие лучших картин Малевича - много пятен и никакой логики. Вежливые японские пилоты потеряли напускную вежливость и резко снизили в салоне давление. Через десять минут все пассажиры, включая стюардесс, уснули. Пилоты смогли спокойно продолжить рейс, сообщив предварительно в аэропорт назначения, что на борту обстановка более чем критическая. Однако подлинный шок япошки испытали через несколько минут после процедуры массового усыпления. В кабине пилотов раздался стук! Японцы рухнули со своих кресел, когда увидели на пороге здорового и невредимого Бонзо, который -вежливо! - попросил их порулить.
Вторая серия приключений началась на таможне, которую Бонэм наотрез отказался проходить. Заподозрив неладное - все-таки рок-музыканты с соответствующей репутацией - японцы заявили, что не пустят никого, если этот большой белый человек не пройдет контроль. Грант еле-еле уговорил Джона. В отместку японцы раздели Бонзо до гола, надеясь найти спрятанные наркотики. Дудки! Бонэм был чист как весенний ручей. Зато он смертельно обиделся и из таможни вместо выхода пошел обратно на летное поле. Как был - голым. Увидев Бонэма, да еще голого, да еще и возвращающегося, персонал самолета начал в ужасе разбегаться. Наконец-то, Бонэма удалось успокоить и все успешно заселились в Hilton, самый пафосный отель в центре Гинзы, делового района Токио. Вся компания заняла полностью пятый этаж. Бонэму достался номер между Джонсом с одной стороны и Коулом с другой. В номере Бонзо обнаружил чудо цивилизации -водяной матрац! В полном восхищении Бонэм позвонил на ресепшн и поинтересовался, может ли выдержать такое чудо двух человек. Ответ был утвердительный. Через некоторе время то же лицо задало вопрос по поводу трех человек, четырех ... шести ... десяти. Наконец, доведенная до отчаяния, служба сервиса отключила барабанщику внутренний телефон и Джон на какое-то время затих. Вскоре к нему присоединился Коул и парочка занялась распитием сакэ (холодного) и рассматриванием многочисленных подарков, которые им подарили японские поклонники, коих в аэропорту собралось немерено. Парочка обнаружила два настоящих самурайских меча и пришла в полный восторг. Счастья что эти мечи не были заточены! Тем не менее, Коул с Бонзо устроили поединок на мечах, с раскланиваем и пируэтами. Через несколько минут номер Бонзо напоминал " Хиросиму после известной бомбардировки. Бонэм расстроился, но не надолго. Они выпили еще чуть-чуть, и также тупо разнесли номер Коула. Далее последовал номер Джонса, а поскольку басист крепко спал, утомленный перелетом, да еще и принял снотворное, то его тихонько вынесли из номера и перенесли этажом ниже, где его утром и нашел персонал гостиницы. Но и это еще не все. Когда утомленный самурайскими подвигами Ричард отправился в свои разрушенные хоромы спать, Бонэм решил продолжить исследования японской реальности. Его мысли снова обратились к матрацу. Проходя по коридору Бонзо видел лифт, по которому подавалась пища на этажи. Деятельная натура Джона решила теперь выяснить сколько литров воды может вместиться в этот лифт. В качестве прибора измерения был выбран матрац. Однако в одиночку Джон не мог справиться, так как матрац не хотел двигаться с места, несмотря на все титанические усилия. Бонзо пошел и разбудил Планта. Друг юности быстро просек фишку, но на всякий случай решил позвать еще и Пейджа. Под покровом ночи, давясь от смеха, три мировые рок-звезды начали свое черное дело. Три матраца легко были залиты в лифт, а вот во время четвертого захода случился конфуз - матрац лопнул! Вода широким потоком хлынула вниз. Троица бросилась врассыпную и попряталась по своим номерам. Не тут-то было! Япошки быстро вычислили чьих рук это дело и через полчаса всех постояльцев пятого этажа (за исключением Джонса, который мирно посапывал на четвертом) выгнали на улицу. Поскольку большинству не было ясно, что произошло, то Планту и Бонзо пришлось отвечать на многочисленные вопросы. Пейдж скромно держался в стороне и только пожимал плечами. Было раннее утро и вся компания весело гоготала на улице. В это время со стороны гостиницы раздался страшный грохот и дикий вопль. Японский повар, явившийся на работу с утра, спустил лифт на первый этаж и открыл дверцы... Опасаясь, что японцы вот-вот начнут третью мировую войну англо-американцы бросились рысью прочь. Да, кстати, в Hilton в тот день не кормили.
Самое удивительное было в том, что первое выступление, состоявшееся в этот же день вечером в Budokan Hall, прошло без сучка и задоринки, с трехкратным вызовом на бис. Просто блистал Бонзо, чье солирование в Moby Dick продолжалось почти полчаса.
Группа размещалась в более скромном отеле Four Seasons и больше не хулиганила. Поскольку японский рынок в этот момент был весьма привлекателен, то по просьбе Питера Гранта Atlantic Records направил в турне своего представителя. Им оказался Фил Карсон, который и стал свидетелем зеппелиновских выходок. Карсона тоже пришлось долго успокаивать и приводить в чувство, поскольку он вообще в жизни ничего подобного не видел и был достаточно скромным семьянином. Тем не менее, свою работу он выполнил прекрасно - сразу несколько японских компаний получили право на распространение пластинок Led Zeppelin на азиатском континенте.
С целью загладить свою вину перед принимающей стороной, Zeppelin отыграл концерт в Хиросиме, весь сбор от которого был направлен в фонд помощи пострадавшим от бомбардировки. Аборигены оценили этот жест по достоинству и 29 сентября, в день последнего выступления группы, сделали их почетными гражданами Токио (на территорию гостиницы Hilton это не распространялось).
Наконец музыканты добрались домой и смогли вплотную заняться наболевшими вопросами с четвертым альбомом. Еще во время американского турне Пейдж высказал мысль, что альбом не будет иметь собственного названия, на нем не будет размещено название команды, а лишь четыре символа, характеризующие каждого из музыкантов. На этот раз все идеи Джимми неожиданно получили горячую поддержку Гранта и на Atlantic вынуждены были согласиться, хотя и считали принятые решения самоубийственными в плане рекламы.
8 ноября в США и 19 ноября в Великобритании новый альбом, названный в одних изданиях Led Zeppelin IV, в других - Четыре Символа, а в третьих - Альбом С Рунами поступил в продажу. Несколько ранее, в конце октября почти одновременно в Англии и США ведущие музыкальные издания подвели итоги года. На родине музыкантов Melody Maker расположил Зеппелинов в категории Лучшая Группа Мира на третьей позиции, впереди были Е L & Р и Pink Floyd. В Англии, как известно, подсчитывается не общее количество голосов, а процент от числа голосовавших. Так вот, Е L & Р набрали 23.2 процента, Pink Floyd - 21.3, a Led Zeppelin - 20.7. Многие обозреватели указывали, что если бы четвертый альбом вышел хотя бы в сентябре, то Зеппелины несомненно поднялись выше. Тем не менее, случилось то, что случилось. В Америке группа заняла в аналогичной категории второе место, уступив совсем немного американской шайке пьяниц под названием Allman Brothers Band. Однако в целом, команда удерживала ведущие позиции на двух основных рок-рынках мира.
FOUR SYMBOLS
Наивысшее место в хит-параде Великобритании: 1
Количество недель в ТОР-10: 18
Наивысшее место в хит-параде США: 2
Количество недель в ТОР-10: 32
Дата релиза компакт-диска: май 1987 года.
1. Black Dog (Page - Plant - Jones)
Нетленный хит группы, один из основных живых номеров начиная с лета 71-го года и вплоть до последних европейских гастролей 80-го. Почти сразу на концертах к этому номеру Пейдж стал использовать в качестве вступления первые аккорды Out On The Tiles. В студии группа сыграла его почти без дополнительных наложений. В средней части композиции четко прослушивается расползание ритм-секции - Бонзо отстает, а Джонс его несколько опережает. Этот момент стал предметом горячих споров музыковедов - большинство считало, что Зеппелины добились этого эффекта сознательно, то есть замедлили дорожку с записью барабанов. Пейдж, как основной композитор, это отрицает до сих пор и утверждает, что эффект был обнаружен им на одном из дублей, который и стал основой записи. Справедливости ради, следует сказать, что на концертах этого расползания не наблюдается.
2. Rock N' Roll (Page - Plant - Jones - Bonham)
Еще один стабильный живой номер группы. Начиная с гастролей 72-го года - вступительная композиция, позволявшая практически сразу завести зал. На американских гастролях 77-го года и европейских 80-го - только в качестве номера на бис. В студии эта композиция явилась плодом коллективной импровизации - Бонэм заиграл вступление к одному рок-стандарту, а Джонс с Пейджем подхватили тему. Позднее Плант написал достаточно неплохой текст и все было готово.
3. The Battle Of Evermore (Page - Plant)
Впервые в истории группы в студии им помогал в записи посторонний человек. Им оказалась солистка группы Fairport Convention Сэнди Денни. Идея пригласить себе в пару вокалистку (именно - вокалистку) родилась у Роберта. Он достаточно много работал над текстом этой песни, которая снова отражает некоторые исторические события древней Британии. По замыслу Роберта женщина должна была взять на себя роль некоторых женских персонажей песни. В живую исполнялась только на американских гастролях 77-го года, где роль Сэнди взял на себя Джонси (!?), игравший на мандолине.
4. Stairway To Heaven (Page - Plant)
Об этом хите 20-го века написано и сказано столько, что трудно что-либо еще добавить. Впрочем, сказать всегда есть что. После этой песни критики перестали говорить, что Роберт пишет идиотские и примитивные тексты. Стабильный концертный номер, означавший пик шоу. Начиная с весны 71-го и до последнего европейского турне исполнялся на каждом концерте (всего - 356 раз).
5. Misty Mountain Hop (Page - Plant - Jones)
Достаточно мрачная атмосфера всего альбома, нашла свою квинтэссенцию именно в этой композиции. Трудно объяснить столь пессимистические (даже - фатальные) аккорды песни, но факт остается фактом - мороз пробирает по коже при ее прослушивании. Одним из возможных объяснений могла бы стать версия об употреблении композиторами достаточно сильных наркотиков, но прямых свидетельств этому нет. В живую исполнялась только на американских гастролях 73-го года.
6. Four Sticks (Page - Plant)
Столь странное название композиции имеет достаточно банальное объяснение - при ее исполнении в студии Бонзо (для усиления эффекта барабанов) взял в каждую из рук по две барабанных палочки. Получилось четыре. По своей тональности и атмосфере, логично продолжает предыдущий номер. Лишь один раз - в Японии в 72-ом году - была сделана попытка сыграть на концерте. Результаты плачевные.
7. Going To California (Page - Plant)
Великолепный акустический номер с потрясающими переключениями Планта. После таких акробатических этюдов, неудивительно, что Бобби долгие годы был лучшим вокалистом мира. Постоянный концертный номер в акустической части шоу. Последний раз был исполнен на печально-знаменитом концерте в Окленде 24 июля 1977 года.
8. When The Levee Breaks (Page - Plant - Jones - Bonham - Memphis Minnie)
В далеком 1929 году чикагский блюзмен Мемфис Минни записал одноименную композицию. Спустя почти сорок лет квартет переделал ее в мощный утяжеленный блюз, весьма близкий по своему духу к лучшим образцам хард-рока. Группа даже сняла к песне малопонятный клип (правда несколько лет спустя) с дирижаблями и хроникой времен первой мировой войны. На концерте никогда не исполнялась.
Во всех смыслах альбом оказался эпохальным. Несколько цифр. По данным независимой британской ассоциации звукозаписывающих компаний самым продаваемым рок-альбомом на территории Соединенного Королевства является пластинка Def Leppard Hysteria - 17 млн. штук, на втором месте - Four Symbols - 15.5 млн. Американские независимые мониторинговые агентства публикуют следующие цифры - самой продаваемой пластинкой в мире (эти данные, естественно, не учитывают пиратов) является Eagles Their Greatest Hits - 54 млн., далее - Michael Jackson Thriller - 50 млн., Pink Floyd The Wall - 48 млн., на четвертом - Led Zeppelin Four Symbols - 45 млн. Кстати, в этот список 100 наиболее продаваемых альбомов входят еще 4 альбома Зеппелинов.
Но все это будет в будущем, пусть и не столь отдаленном, а пока в поддержку нового альбома 11 ноября стартовал большой британский тур. Теперь на всем сценическом оборудовании, усилителях, колонках, трейлерах по перевозке аппаратуры, машинах сопровождения были нарисованы четыре символа - по одному из каждого из музыкантов. Символ Роберта - птичье перо в круге - был взят им из одной геральдической книги и означал единение всего живого на земле. Три пересекающихся окружности Бонэма символизировали единство Мужчины, Женщины и Ребенка (злые языки утверждали, что это эмблема одной американской пивоваренной компании). Джонсовские знаки так же происходили из древней книги по истории Британии и означали обозначение Вселенной у кельтов. И лишь Джимми не смог внятно объяснить значение слова Zoso. Тем самым он наплодил массу слухов по этому поводу. Пресса не была оригинальной, приписав это слово Элистеру Кроули. Якобы с его помощью он заставил служить себе самого Дьявола.
15 декабря концертом в солсберийском City Hall (графство Стоунхэндж) британское турне завершилось. Вместе с этим и завершился очередной год карьеры Зеппелинов. Несмотря на многочисленные передряги и трудности, было вполне очевидно, что группа продолжает творчески двигаться вперед, оставаясь при этом самым популярным и уважаемым коллективом в мире. Вместе с тем было ясно, что они даже не достигли еще своей вершины, хотя находились на верном пути к этому.
Records: 1 Pages: 1