Блюз-сказ. Ярвенпяа. Пуйсто-Блюз 2000. 1 июля 2002
Роберт Плант и Priory Of Brion
Пётр Целуйко
фрагменты статьи из газеты 7 (Эстония) 2-8 октября 2000
Но уже настало для нас время по примеру Гомерову, покинув небожителей, снова спуститься на землю. (Эразм Роттердамский. Глава XVI. Похвала глупости)
Лето - пора всевозможных фестивалей на свежем воздухе и гигантских концертов на полях и стадионах, и в этом году нашем брату меломану было что послушать-посмотреть воочию. Вдоволь…
Пока Эстонию сотрясали монстры тяжёлого рока типа Элиса Купера и IRON MAIDEN, наша северная соседка Финляндия была покрыта сетью джазовых и блюзовых фестивалей, на которых выступали музыкальные полубоги и живые легенды, такие, как, например, мастера гитары Би Би Кинг и Джефф Бек, реанимированный птеродактиль авангардного джаз-рока GONG, новомодная рок-звезда Шерил Кроу, джазовый бриллиант трубач Марк Айшем, так любимый местными эстетами, или бывший вокалист LED ZEPPELIN Роберт Плант со своей новой группой.
В стране тысячи озёр… и блюза
Поскольку оперативной информацией о том, что происходит за морем, у нас мало кто располагает, остаётся только запоздало поражаться богатству музыкальной жизни в Финляндии и тихо завидовать её сказочной организации. Вот только некоторые из самых заметных летних фестивалей: ПОРИ-ДЖАЗ, ПУЙСТО-БЛЮЗ в Ярвенпяа, ПРОВИНСИ-РОК в Сейняйоки, НУММИ-РОК на берегу озера Нуммиярве, РУИС-РОК в Турку, наконец, РАУМА-БЛЮЗ - однодневный, но представительный.
Всё происходит без лишнего шума и ажиотажа, но то, что значилось в программе блюзового фестиваля в Ярвенпяа вполне достойно нашего Певческого поля. Судите сами - легендарный вокалист LED ZEPPELIN Роберт Плант с новой группой и Би Би Кинг, король и законодатель современного блюза.
Что ж, Ярвенпяа всего в 40 километрах от Хельсинки, на берегу живописного озера, укрытого от шума дорог лесами. Из Таллинна туда лучше всего отправляться на автомобиле, но можно доехать и на мотоцикле или велосипеде, а электричка из Хельсинки идёт до места всего минут двадцать, да и стоит недорого (20 фимок).
Мы немного запаздывали к началу основного фестивального дня 23-го по счёту ПУЙСТО-БЛЮЗ и ворвались на концертную площадку-поляну у озера как раз во время выступления полногрудой негритянки Шемекии Коупленд и её блюз-бэнда из Техаса, концерт близился к финалу, но мы всё же успели зацепить несколько песен. Шемекия - дочь известного блюзового гитариста из Техаса Джонни Коупленда, выступавшего здесь в 1983 году, и хотя ей сейчас только 20 с хвостиком, она зарекомендовала себя на мировой сцене как первоклассная блюзовая певица школы Коко Тэйлор. 10 тысяч зрителей расслаблялись в лучах её горячего пения, радуясь благосклонности переменчивой скандинавской погоды.
Роберт Плант и THE PRIORY OF BRION
Бегло оценив преимущества и недостатки фестивальной жизни, осмотрев сувениры, пластинки, цены на пиво и т.д. (всё, как у нас, только умножай на 2,6), мы выяснили, что каких-либо пресс-конференций и интервью не будет, потому что артисты, один за другим, отбывают по своему гастрольному графику дальше. Жаль, но осталось немало - наслаждаться музыкой и делать фотоснимки, чем мы и занялись. Тем более что настал черёд Роберта Планта и его новой группы THE PRIORY OF BRION (БРАЙОНСКИЙ МОНАСТЫРЬ).
Конечно, о Роберте Планте нужно говорить особо. Не счесть, сколько написано книг и статей о нёи и о LED ZEPPELIN, однако до сих пор он выглядит малоизученной и непредсказуемой личностью в современной поп-музыке. Поэтому очень хотелось взять у него интервью. Но увы - через 5 часов он должен был якобы буть уже в Швеции. Ну да ничего - всю жизнь не могли поговорить, и ещё один раз не поговорили. Вместо интервью мы уселись перед самой сценой рядом с весёлой компанией финских хиппарей, потягивающих лёгкие вина, а фотографы встали наизготовку.
И вот выходят ребята из THE PRIORY OF BRION - и встают все. Музыканты с виду не монахи, ну разве что сам Роберт и гитарист Кевин Гэммонд, его старый приятель по группе из доцепелиновской эпохи - BAND OF JOY: обоим уже за 50! Остальные им в сыновья годятся: клавишник Пол Тимоти, барабанщик Энди Эдвардс и басист Пол Уэттон, немного похожий на молодого Джона Пола Джоунза из LZ - такой же усатый и длинноволосый, с инструментом FENDER JAZZ BASS наперевес. Толпа аплодирует, но излишнего ажиотажа не наблюдается. Солнце совсем вышло из-за туч, подогревая публику, которая явно прибывила в количестве и качестве: очень многие из тех музыкантов, что выступали здесь в другие дни, подтянулись к фестивальной сцене.
Долго ждать не пришлось: Роберт Плант, широко и, как всегда, заразительно улыбаясь, просто и с юмором объяснил, что если раньше ему с Пейджем и LED ZEPPELIN приходилось всё больше выступать на огромных стадионах и гала-фестивалях (лидер LZ, впрочем, до сих пор даёт концерты подобных масштабов), то теперь, мол, захотелось поездить по небольшим клубам и залам да по вот таким блюз-фестивалям с песнями своей молодости. И без промедления THE PRIORY OF BRION заиграли психоделическую рок-классику конца 60-х: песни калифорнийских групп MOBY GRAPE и LOVE, потом перешли на лирику Стефена Стиллза (Bluebird), затем прозвучала краивая баллада Тима Хардина (If I Were a Carpenter), которая, кстати, была записана на последнем сольном альбоме Планта (FATE OF NATIONS, 1993).
Благодаря небеса за посланное солнце, Роберт вновь предался воспоминаниям своей хипповой юности - сыграли хит THE YOUNGBLOODS Darkness, Darkness, который в инструментальной имповизации незаметно перерос в хит LED ZEPPELIN No Quarter, к вящей радости зеппелиноманов. Вообще, в концерте было много имповизационных отступлений, когда одна мелодия наслаивалась на другую, такой калейдоскоп из песен - ход, характерный для психоделического рока 60-х.
Вернулись к белым ритм-н-блюзам брутального характера, вспоминая первую волну британского вторжения, и одну за другой сыграли две вещи из репертуара ирландских шестидесятников THEM (Gloria и Baby, Please Don't Go), пересыпанные возвратами к чикагским блюзам Бо Диддли, которые окончательно расшевелили публику, и на поле стало жарко. Так же, как и на сцене. Началась перекличка между воющим Плантом и народом - оказалось, что многие хорошо знакомы с текстами песен!
Как в былые времена
Если поначалу казалось, что Роберт и его команда будто слегка помяты переездом или ночными приключениями, то к середине концерта они набрали обороты и обрели великолепную форму. Филигранная, местами взрывная игра Кевина Гэммонда на акустических и электрогитарах прекрасно дополнялась меллотроном и вторыми гитарами - клавишник иногда иногда переключался на гитар, - а также слаженной ритм-секцией. Звукотехники фестиваля постепенно отстроили звук, добившись почти студийного саунда.
Ну и конечно, старина Роберт, который, несмотря на свои неполных 52 года, прыгал по сцене и потел, как в былые времена, присаживаясь на высокий табурет для акустических расслабушных баллад, утираясь полотенцем. Он много шутил и рассказывал между песнями всяческие истории, будто намеревался компенсировать журналистам несостоявшееся интервью. Получилось просто здорово!
Концерт длился около часа, THE PRIORY OF BRION откланялись, но после достаточно продолжительных аплодисментов вернулись, чтобы сыграть ещё три песни на бис. Сияющий Плант поблагодарил неутихавшую публику, своих музыкантов и ещё раз солнечную погоду и, в таких же благодарственных тонах, перешёл к теме Тима и Джеффа Бакли, покойных фолк-сингеров - отца и сына, которые, как оказывается, сильно повлияли на его творчество. Посвящается вам, Бакли! - серьёзно и веско заявил Роберт и исполнил Песню Сирене, популярнейшую балладу Бакли-старшего, по совпадению погибшего 25 лет назад в эти самые дни от передозировки героина. Наверное, это была самая красивая нота концерта, полная переливов восточной мелодики и жалобных причитаний - она заставила притихнуть на время толпу и вспомнить о самом святом…
После этого, встряхнувшись, Роберт спросил: Так это - блюзовый фестиваль?, и запел Рэя Чарльза, чьи песни ещё в начале 50-х очаровали британских меломанов. Предложенная вниманию Early in the Morning была одной из самых первых сорокапяток в коллекции юного Планта. И после этого THE PRIORY OF BRION перешёл на другого классика ритм-н-блюза и соула Бена И Кинга, вещи которого в своё время исполняли и LED ZEPPELIN - одну из них можно услышать на посмертном для группы альбоме CODA. Её как раз и сыграли - We're Gonna Groove, вставив где-то в середине ещё одну песню (On Your Love Light) и таким образом довели концерт до пика и логического завершения.
Эрик Сардинес - мачо-латинос из Калифорнии
Если вспомнить, что перед этим выступлением Роберт Плант был в Финляндии только 30 лет назад в составе LED ZEPPELIN, а его профессиональная карьера начиналась по-настоящему именно со скандинавских гастролей в 1968 году, то можно понять энтузиазм и шумные рукоплескания публики - для неё это был долгожданный подарок! Но как бы долго публика не скандировала We Want More!, выражая бурный восторг, продолжения не последовало - PB больше на сцене не появлялся, уступив место поющему соло-гитаристу, уроженцу Калифорнии Эрику Сардинесу…
[ … ]
Records: 1 Pages: 1