John Paul Jones The Thunderthief: Шёпотом под звуки грома
Энди Робсон
журнал Classic Rock #9 март 2002
Под покровительством основателя группы King Crimson Роберта Фриппа (Robert Fripp), основавшего собственный лейбл Discipline Global Music, бывшему басисту Zeppelin удалось записать интереснейший, ни на что не похожий альбом.
В от так всегда и бывает: ждешь-ждешь, пока живая легенда наконец-то соизволит разродится новым сольником, а она - бац! - и выпускает сразу два. Впрочем, тут я малость погорячился - ведь с момента выхода Zooma пара годков все-таки минуло, но, надеюсь, вы меня поняли. Тем не менее, повод для радости у нас имеется, да еще какой: Джон Пол Джонс (John Paul Jones) записал новый альбом The Thunderthief - очередную подборку внушительных, насыщенных басами инструментальных композиций, то тут, то там украшенных причудливыми вокальными вставками.
Как гласит пословица, в тихом омуте черти водятся. В данном случае она подходит в самый раз - пока великие и куда более импозантные внешне экс-цеппелины вяло переругивались по поводу очередного имевшего место (или наоборот, не состоявшегося) воссоединения Величайшей Рок-группы Мира, скромняга Джонс, о чьих достоинствах аранжировщика и басиста Zeppelin всегда умалчивалось, взял да и выступил с необычайно интересной и оригинальной работой.
После долгих лет молчания, когда Джонс казался способным лишь на продюсирование групп, большинство из которых - давайте уж будем честными до конца - не стоило того, чтобы ради них настраивать бас-гитару, эта неожиданная выходка стала возможной в результате его сотрудничества с Робертом Фриппом (Robert Fripp), ныне владеющим собственным лейблом DGM. Не спорю, довольно сложную для восприятия музыку основателя King Crimson от таких шедевров Джонса, как, например, No Quarter, отделяют световые годы, но у DGM существует одно золотое правило - артисту предоставляется полное право делать то, что он хочет, невзирая на последствия.
Чувствуется, что подобная политика в значительной степени развязала Джонсу руки. Первый же трек альбома - грохочущая Leafy Meadows - позволяет увидеть человека, открывшего для себя возможность производить грандиозный шум именно так, как ему нравится. Терл Брайант (Terl Bryant) задает простой и четкий ритмический рисунок, которым был бы доволен и маэстро Бонэм (John Bonham), Джонс накладывает на него крученый рифф, который бы пришелся к месту и на Physical Graffiti, а Фрипп выпиливает гитарное соло невероятной мощи. Данное произведение вполне бы могло напомнить Фриппу о трио, которое являл собой Crimson периода Red (1974), когда ритм-секция в составе Билл Брафорд - Джон Уэттон (Bill Bruford -John Wetton) выдавала столь чудовищные по громкости звуки, что гитаристу было трудно с ними соревноваться.
Однако The Thunderthief - это не только шлепающий бас и уродские гитарные экзерсисы. Как аранжировщик и продюсер Джонс добился того, что каждая композиция обладает собственной внутренней силой, при этом он играет на целом оркестре экзотических инструментов, придающих его музыке множество самых разнообразных оттенков. Хотя им записано большинство гитарных партий, помимо этого он одинаково хорошо владеет всяческими мандолинами, мандолами, кайаммом, арфами и укулеле, от которых альбом только выигрывает. Особенно это заметно на Shibuya Вор, напоминающей японскую версию Kashmir, где игра Джонса на кото доводит драматическую атмосферу до предела. Есть и спокойные моменты: грустная Ice Fishing At Night с меланхоличным фортепиано, от которого щемит сердце; кельтская Hoediddle с одинокой мандолиной; наполненная проникновенным вокалом заключительная Freedom Song...
Это не Zeppelin и не Crimson. Это всего лишь Джон Пол Джонс, сумевший - как всегда, спокойно и без суеты - записать эту чертовски впечатляющую, ни на что не похожую пластинку.
Records: 1 Pages: 1