Led Zeppelin от оЗон
Андрей Легостаев
сайт оЗон
Двадцать лет назад, 25 сентября 1980 года, нелепая и трагическая смерть барабанщика Led Zeppelin Джона Бонэма подвела черту под историей группы, оставившей ярчайший след в истории рок-музыки. Верные давней клятве быть вместе до конца, остальные участники квартета занялись сольной карьерой, лишь изредка, в особо торжественных случаях собираясь на концертах. Причем в последний раз за барабанами восседал сын Бонэма, пошедший по стопам отца.
Писатель Святослав Логинов в кулуарной беседе предложил мне такую теорию: о популярности творца (неважно какого - писателя, художника, композитора), о весомости его творческого вклада в общекультурное наследие можно судить только тогда, когда его творениями восхищается поколение, родившееся после его смерти. Что ж, поколение, родившееся после распада Led Zeppelin, уже во всю ходит на концерты и скупает в магазинах пластинки. Да, более популярны и раскупаемы новые имена, но и диски легендарных групп, среди которых Led Zeppelin - одни из первых, не залеживаются на прилавках. Может, кто смотрел известный фильм Клиент по роману Джона Гришема? В этой картине главный герой - подросток - нашел общий язык с адвокатом (женщиной не первой молодости) именно благодаря их общей любви к Led Zeppelin. Мальчишка задал героине каверзный вопрос: как называется второй альбом группы? Все поклонники должны знать, что первые четыре пластинки не имеют названий, а различаются по номерам.
Музыканты Led Zeppelin вошли в историю как основатели тяжелого направления в рок-музыке, иногда их называют и родоначальниками стиля heavy metal, но вряд ли это соответствуют истине.
Гитарист, аранжировщик и основной композитор Led Zeppelin Джимми Пейдж (Jimmy Page) уже в 1965 году был известен как прекрасный исполнитель, несмотря на достаточно юный возраст (он родился в 1944 году). Пейдж выступал в качестве сессионного музыканта и участвовал в записи дебютной пластинки знаменитой группы The Who, а также многих других исполнителей, как известных до сих пор, так и ныне забытых. Он ухитрился даже поучаствовать в записи одной из песен легендарных The Rolling Stones.
Пейдж не входил в постоянный состав какой-либо группы, поскольку страдал в то время гландами и не мог пускаться в продолжительные гастроли, но с удовольствием участвовал в концертах различных коллективов в родном Лондоне. Тогда же он впервые попробовал себя в качестве аранжировщика и продюсера.
В январе 1965 года Джимми Пейджа пригласили гитаристом в популярную тогда группу The Yardbirds, игравшую ритм-энд-блюз (после ухода из коллектива Эрика Клэптона). Из-за болезни Пейдж отказался, но когда в июле 1966 года вновь последовало повторное приглашение, он согласился. Летом 1968 года группа распалась. У Пейджа осталось название и запланированные заранее гастроли по Скандинавии. Он спешно набирает новый состав и вот уже в гастрольное турне отправляется The New Yardbirds.
Басист и клавишник Джон Болдуин (John Baldwin), всему миру известный ныне под именем Джон Пол Джонс (John Paul Jones), так же как и Пейдж, не был новичком в рок-музыке. Он тоже участвовал в сессиях различных популярных (и не очень) коллективов, их пути с Пейджем неоднократно пересекались и они неплохо знали друг друга (впервые разговоры о создании собственной группы они вели еще несколько лет назад).
Срочно требовались вокалист и ударник. Пейдж хотел пригласить певца Терри Рейда (Terry Reid) и барабанщика Б. Дж. Уилсона (B.J.Wilson), но те уже подписали контракт с группой Procol Harum. Однако Рейд порекомендовал Пейджу молодого бирмингемского вокалиста Роберта Планта (Robert Plant), певшего в малоизвестных коллективах и даже записавшего собственный сингл. Плант же посоветовал взять в группу ударника Джона Генри Бонэма (John Henry Bonham) по прозвищу Бонзе, также игравшего в Бирмингеме в командах местного значения.
Отрепетировав программу, состоящую большей частью из новых номеров - обработок известных блюзовых композиций, группа успешно проводит первые - скандинавские - гастроли. Отработав контракт, музыканты отнюдь не спешили разбегаться в разные стороны - они были переполнены энергией и новыми музыкальными идеями (что естественно, иначе бы мы с вами ничего о них и не узнали бы). Однако звучание группы настолько не соответствовало саунду The Yardbirds, что ни у кого не оставалось сомнений - имя нового ансамбля необходимо менять. Группа побывала и The Mad Dogs, и The Whoopee Cusion, но, однажды услышав от ударника The Who Кита Муна шутку провалились, как свинцовый воздушный шар, Джимми Пейдж сказал: О'кей, так и назовем группу. Первоначально название писалось как Lead Zeppelin, но слово lead читается и как свинец, и как вести, лидировать, поэтому (как некогда The Beatles поменяли в названии всего одну букву) наши герои выбросили одну букву вообще (это не очень-то помогло: в русской периодике ансамбль все равно зачастую именуют Управляемый дирижабль, а не свинцовый).
Примерно в то же время на правах пятого участника квартета (подобно Брайану Эпстайну в той же The Beatles) появляется менеджер Питер Грант (Peter Grant), определивший стратегию группы и немало сделавший для того, чтобы она заняла лидирующие позиции в мировом рок-н-ролле.
Первый альбом Led Zeppelin, не имеющий названия, был записан в ноябре 1968 года всего за тридцать часов студийного времени (удивительная быстрота записи дебютных альбомов характерна для многих рок-групп). Фирма Атлантик выпустила Led Zeppelin I двенадцатого ноября 1969 года. В Британии пластинка не вызвала энтузиазма, была холодно принята критикой, но альбом очень скоро стал золотым в США и группа решила сконцентрировать внимание именно на Америке, отправившись на гастроли в Новый Свет.
Следует сказать, что, несмотря на великолепные студийные записи, Led Zeppelin прежде всего концертная группа. Виртуозная техника, великолепные импровизации (исполнение одной песни могло длиться до сорока минут), прекрасный артистизм вокалиста, тщательно продуманные спецэффекты и игра со светом доводили публику до экстаза. Сейчас у поклонников есть возможность оценить концертное мастерство музыкантов - на CD почти все альбомы выходили под названием Collection и дополнены концертными вариантами студийных песен.
Первым же альбомом музыканты заявили серьезность своих намерений, но это еще не был тот выстраданный и продуманный звук, которым группа прославилась позже. Однако все предпосылки для этого проявились уже в работе над Led Zeppelin I. Бодрые ритмы гитары сменялись обработками традиционных блюзов. Уже на первом альбоме музыканты показали, что находятся в постоянном поиске новых идей. Чего стоит, например, такая придумка виртуоза Пейджа - взять смычок от виолончели и провести им по струнам электрогитары! В целом не очень выразительная песня Dazed And Confused становится от этого необычного звука просто завораживающей. Очень хороша грустная, полная безнадежности и, в то же время, светлой грусти песня Babe I'm Gonna Leave You. Интересны поиски нового звука в отличной песне How Many More Times. И все же пластинка не кажется цельной, некоторые номера (а точнее, три, позаимствованные из репертуара других исполнителей) смотрятся достаточно чужеродно, ну а безликая инструментальная двухминутная зарисовка Пейджа Black Mountain Side представляется просто неудачной попыткой заполнить объем.
Вопреки мировой практике, менеджер группы Питер Грант отказался выпускать песни для раскрутки альбома на синглах. Отчасти это объяснимо тем, что композиции группы не очень-то подходили для тогдашнего радио, к тому же популярность, достигнутая концертными выступлениями, привела к тому, что еще до выхода дебютной пластинки на нее поступило более пятидесяти тысяч предварительных заказов. В статьях о Led Zeppelin бытует мнение, что группа представлялась очень таинственной - музыканты не давали интервью, не публиковали фотографий, и якобы все, что о них знала публика, это лишь то, что они британцы. Это не совсем соответствует истине - на первом же альбоме, на оборотной стороне обложки, были изображены фотопортреты музыкантов с указанием, кто из них кто.
Первый альбом только набирал обороты, когда музыканты в урывках между гастролями приступили к записи следующей пластинки, без затей названной Led Zeppelin II. Альбом записывался с января по август и появился на прилавках двадцать второго октября 1969 года.
Вторую пластинку считают программной, неким своеобразным манифестом хард-рока. На самом деле музыканты просто развили идеи, заложенные в первом альбоме, сделав основной упор на тяжести звучания, отбросили ненужный балласт и не включили ни одной заимствованной композиции. Альбом, несомненно, намного целостнее и интереснее своего предшественника, но никаких шараханий в стороны у музыкантов не было, они просто развивали принятую в самом начале своей деятельности концепцию. Безусловно хороши новаторские по тому времени гитарные ходы в титульной песне Whole Lotta Love, на долгое время ставшей визитной карточкой группы и - редкий случай в практике ранних Led Zeppelin - выпущенной на сингле. Собственно, откровенно проходных номеров на пластинке нет, теплых слов достойна каждая композиция, но и стопроцентно убойных хитов на ней тоже не наблюдается. Безусловно интересны лирическая Thank You и своеобразно трактуемый рок-н-ролл Living Loving Maid. Диск добрался до первого места в американском хит-параде, был признан лучшим альбомом года, а Led Zeppelin - лучшей группой года.
Как и за любой группой, приобретшей всемирную известность, за Led Zeppelin тянется шлейф скандалов, попоек, любовных приключений (хотя на момент образования группы оба бирмингемца, Плант и Бонэм, уже были женаты). Не нам кого-либо судить: наверное, творческое напряжение требует выхода. Главное, чтобы все это наносное, скандальное не отражалось на собственно творчестве.
На вышедшем 5 октября 1970 года альбоме Led Zeppelin III, записанном с января по август в студиях Лондона и Мемфиса, никакого регресса не наблюдается, напротив - в музыку группы вплетаются, наравне с уже найденными удачными ходами, эксперименты с фольклором и широким использованием акустических инструментов. Начинается пластинка с мощнейшего хита Immigrant Song, название которого почему-то переводят как Песня эмигрантов. Гораздо точнее переводить его - Песня завоевателей или Песня пришельцев. Так в творчестве группы впервые проявило себя увлечение Роберта Планта историей и фэнтези-эпопеей Толкина. В великолепной по всем параметрам песне речь идет о покорении новых земель, а упоминание Вальхаллы прямо относит слушателей к временам викингов. Надо сказать, что сказочные мотивы в дальнейшем частенько будут проявляться в текстах песен группы. Мало того, что Плант увлекался историей и фантастикой, но и Джимми Пейдж живо интересовался магией и оккультизмом (более того, позже Пейдж приобрел на берегу озера Лох-Несс дом известного сатаниста и черного мага, практиковавшего в начале века, а также магазин оккультной литературы в Лондоне). Кроме заглавной песни, на третьем альбоме стоит особо выделить цельные и мелодичные Since I've Been Loving You и Tangerine. В отличие от предшествующей работы музыканты вновь включили в альбом две чужие композиции, но они уже отнюдь не выглядят инородно - напротив, традиционные блюзы очень органично смотрятся в достигшей своего логического развития стилистике группы. Особенно хорош мрачный блюз Gallows Pole (к сожалению, необходимо сказать, что на альбоме песня отмечена как народная, хотя автор хорошо известен - популярный блюзовый гитарист сороковых годов Лидбелли и недоброжелатели не преминули вменить Led Zeppelin это в вину). Так или иначе, цельный, окрашенный великолепной игрой на акустической гитаре альбом быстро утвердился на первом месте хит-парадов как в США, так и в Великобритании.
Следующая пластинка записывалась с декабря 1970-го по август 1971 года, но вышла в свет лишь восьмого ноября, поскольку очень много времени заняло микширование. Этот альбом, на мой взгляд, представляет собой самый значительный вклад Led Zeppelin в историю рок-музыки. Не являясь ярым поклонником группы, я могу слушать его бесконечно, целиком, не перескакивая с песни на песню. Немного найдется групп, у которых сборник лучших вещей может сравниться по качеству с этой очередной пластинкой Led Zeppelin. Открывается альбом с забойных вещей, ставших суперхитами на синглах: Black Dog и Rock And Roll. Затем следует одна из самых ярких и неординарных песен группы, навеянная средневековыми легендами, повествующими о вечной борьбе Света и Тьмы - The Battle Of Evermore. Ну а четвертой песней идет прославленная Stairway To Heaven - вряд ли есть человек, который не слышал ее хотя бы раз в жизни (Мои ладони до сих пор помнят тепло двадцатипятилетней давности от талии девушки, с которой я до бесконечности танцевал под Лестницу в небо, - сказал один известный человек). Вторая сторона диска менее ярка, но интересна в музыкальном отношении: неожиданные находки, впоследствии взятые на вооружение изрядным количеством эпигоном, наличествуют в каждой композиции альбома. Особенно хороша заключительная вещь When The Levee Breaks.
Меломанам, не являющимся фанатами стиля и звука Свинцового дирижабля, но желающим иметь что-либо из дискографии этого коллектива в своей коллекции, я от всей души рекомендую приобрести не один из многочисленных сборников (официальных или пиратских), а именно этот альбом, известный под названиями Led Zeppelin IV, Четыре символа или Руны. На самом деле пластинка вообще не имеет названия. На принадлежность пластинки Led Zeppelin указывает лишь имя продюсера Джимми Пейджа. Имена музыкантов на конверте заменены руническими символами, которые каждый из них выбрал себе сам.
У следующего альбома название есть, но на обложке, как и в предыдущем случае, оно отсутствует. Запись происходила в традиционные для музыкантов сроки - с января по август, однако альбом вышел лишь двадцать восьмого марта следующего, 1973-го, года. За это время группа умудрилась побить рекорд посещаемости одного концерта, ранее принадлежавший The Beatles.
Звучание музыки отнюдь не стало хуже, хотя новый альбом получился более мягким, обогащенным элементами регги, фолка и соула. Столь ярких композиций, как в предшествующей работе, здесь нет, но и отталкивающего впечатления пластинка не производит. Очень хороша открывающая альбом энергичная The Song Remains The Same, так же стоит отметить Dancing Days, D'yer Mak'er и No Quarter (через много лет Пейдж и Плант, объединившись, дадут это же название своему очередному альбому). В No Quarter стоит отметить великолепную органную партию, исполненную Джоном Полом Джонсом. Пластинка быстро добралась до первых мест хит-парадов как в США, так и в Великобритании, но это скорее следствие общей популярности группы, чем собственно художественных достоинств диска. Надо отметить также, что он стал последним, выпущенным группой на лейбле Атлантик.
Музыканты организовали собственную фирму грамзаписи Swan Song, первой продукцией которой был двойной альбом Physical Graffiti, увидевший свет 24 февраля 1975 года (хотя запись его началась аж в ноябре 1973-го). Предварительных заказов на новую работу Led Zeppelin было собрано на сумму более чем пятнадцать миллионов долларов, так что не удивительно, что альбом сразу же взлетел на первую строчку хит-парада. Надо сказать, что он отнюдь не разочаровал поклонников и многими называется в качестве лучшей работы группы. Так или иначе - этот альбом, несомненно, заметное явление в истории рок-музыки. Все песни альбома хороши, но особых слов заслуживает потрясающая Kashmir (наравне с Immigrant Song и Stairway To Heaven одна из лучших песен группы, вошедшая в золотой фонд мирового рока). Мощное звучание гитары в этой песне позже копировалось даже такими уважаемыми коллективами, как Deep Purple и Uriah Heep. Также стоит обратить внимание на разухабистую композицию Trampled Underfoot, выпущенную на сингле и ставшую супер-хитом.
После выхода Physical Graffiti музыканты вступили в полосу неудач - совсем не творческих. Перед очередным турне по США, в тамбуре поезда на Лондонском вокзале, гитарист-виртуоз Джимми Пейдж прищемил мизинец правой руки. Все концерты он отыграл со сломанным пальцем, позже первую половину фаланги пришлось ампутировать.
Будучи на отдыхе, Роберт Плант угодил в автокатастрофу ( это случилось не впервые, но раньше музыкант отделывался ушибами). Путешествуя вместе с семьей в автомобиле по греческому острову Родос, Плант не справился с управлением, и машина рухнула с обрыва. Почти на год были отменены все гастроли (что означало потерю миллионов долларов). Плант оказался прикован к инвалидной коляске. Несколько позже ударник Джон Бонэм также попал в аварию, правда, последствия были не столь тяжелыми, как у товарища.
Чтобы не потерять веру в собственные силы, Джимми Пейдж настаивает на том, чтобы приступить к записи нового альбома, невзирая на сломанную ногу Планта. В ноябре 1975 года записывается, а 31 марта следующего года появляется в продаже пластинка Presence. Альбом как всегда прекрасно раскупался поклонниками и стал лидером хит-парадов по обеим сторонам Атлантики. Однако критика приняла его холодно (журналисты рады наброситься на лидера, чуть показавшего слабину, но их нападки в редких случаях выдерживают проверку временем). Альбом оказался самым цельным и тяжелым в истории группы. И самым серьезным. Сейчас он, конечно, слушается не так свежо, как, например, пластинка 1971 года, но и назвать Presence творческой неудачей, конечно, нельзя. Это великолепная во всех отношениях работа опытных музыкантов, пусть сделанная без особого вдохновения и юношеского задора. Открывающая альбом десятиминутная песня Achilles Last Stand признана самой тяжелой композицией группы за всю историю, а самой запоминающей, несомненно, стоит назвать Nobody's Fault But Mine.
Чтобы как-то компенсировать для поклонников отсутствие концертов, которые и принесли группе грандиозный успех, был выпущен фильм основанный на концертных записях фильм The Song Remains The Same, снятый еще в 1973 году, но не удовлетворивший музыкантов. В сентябре того же года вышел одноименный альбом со звуковой дорожкой к фильму. Концертные альбомы очень редко передают чудо, которое происходит на сцене, и пластинка, к сожалению, не оказалась исключением из правила. Во всяком случае, концертные номера, выпущенные в качестве бонусов на CD-серии Коллекция, смотрятся значительно интереснее. Неудивительно, что группа не желала выпускать фильм и альбом целых три года.
Тем не менее, казалось, что все неприятности, связанные с травмой, у Планта позади. Первого апреля 1977 года Led Zeppelin начинает новое крупное турне по США. В середине мая музыканты отправляются в Лондон для получения премии Айвора Новелло (lvor Novello) за выдающийся вклад в развитие британской музыки и возвращаются в Америку для продолжения гастролей. Концерты пользовались невероятным успехом у соскучившейся по своим кумирам публики. Но в самый разгар триумфа из Англии приходит трагическое сообщение - от кишечной инфекции умер сын Роберта Планта. Оставшиеся концерты были отменены.
На какое-то время группа прекращает свою деятельность, в прессе во всю муссируются слухи о грядущем распаде Led Zeppelin. Никто из музыкантов эти слухи не опровергает. В декабре 1978 года группа отправляется в Стокгольм, где в течение трех недель записывает новый альбом.
In Through The Out Door появляется в продаже 15 августа 1979 года и быстро становится лидером хит-парада (более того, на лидирующие позиции вновь выходят в хит-парадах ВСЕ номерные альбомы группы, что является своеобразным рекордом). Никаких сенсационных музыкальных открытий альбом не принес, хотя и получился более мягким и мелодичным, нежели предшествующий. Интересными были и эксперименты с духовыми инструментами, и обращение к элементам музыки кантри. Стоит особо отметить титульную вещь In The Evening, а также несколько нетрадиционную для группы South Bound Saurez, энергичную Carouselambra и лирическую All My Love. Альбом получил премию Грэмми за необычный дизайн обложки - пластинка продавалась в коричневом пакете, и покупатель не знал, какой именно вариант оформления конверта ему попадется (а их было шесть!). На всех была изображена сцена в баре, но снятая с разных точек. Если черно-белую обложку протереть мокрой тряпкой, она становилась цветной. Увы, все это утеряно с переходом на CD.
Летом 1980 года Led Zeppelin предприняли грандиозное турне по Европе. На конец сентября были намечены очередные гастроли в США. Но двадцать пятого сентября, во время репетиций нового альбома, после обильного возлияния (у меня лично всегда были подозрения, что подобная музыка не может сочиняться на трезвую голову), во сне, неудобно повернувшись и испытав приступ тошноты, нелепо и трагически умер Джон Бонэм. Полицейские подтвердили смерть в результате несчастного случая.
Это был финал сказочной и волшебной легенды.
Через несколько дней, немного оправившись от пережитого, трое оставшихся музыкантов собрались, чтобы составить официальный текст сообщения о том, что Led Zeppelin отныне не существует. Они остались верны данной некогда клятве быть вместе до конца.
В память о Джоне Бонэме 19 ноября 1982 года на прилавки лег последний альбом, носящий на обложке гордое имя Led Zeppelin, - Coda. Он собран из ранних песен, не вошедших в предыдущие альбомы, но отнюдь не производит удручающего впечатления, как некоторые посмертные пластинки других групп. Хотя, конечно, и уступает по значимости лучшим работам квартета. Бережно собранные и тщательно отмикшированные бессменным продюсером Свинцового дирижабля Джимми Пейджем, песни не выглядят устаревшими, композиционно выстраиваются в некую систему. Как ни странно, альбом получился цельным и жизнеутверждающим. Композиция Wearing And Tearing была записана для нового альбома еще в 1979 году и очень нравилась Джимми Пейджу, он хотел выпустить ее тогда же на сингле перед музыкальным фестивалем в Нэбуорте. Стоит отметить и Bonzo's Montreux, целиком состоящую из импровизации на ударных - композиция слушается просто потрясающе, и невольно задумываешься: сколько пота стоило Пейджу слепить ее из разрозненных кусочков? Альбом добрался до четвертого места национального хит-парада Великобритании.
Музыканты бывшего Led Zeppelin" отнюдь не потерялись в океане мирового рока и в дальнейшем, хотя ни один из них не достиг в сольной карьере тех успехов, что выпали на долю группы. Но это уже тема для следующей статьи.
Records: 1 Pages: 1