NEVAEH OT YAWRIATS
Или Отвар из коры поющего дуба
АСМАР & ПУПКА ГРИН
журнал Забриски Rider #3 1996
Мариупольский хип был трезв и задумчив. А что еще оставалось делать мариупольскому хипу в столь ранний час? Лето баловалось и кувыркалось, местные вороны проклинали грядущую дневную жару, подруга столом рванула в Катманду, наивно веря в успех своего предприятия… В одиночестве хотелось петь. В компании хипу заниматься этим святым делом было противопоказано: слух у него был так называемый внутренний, и врал он немилосердно, выводя из себя местных гениев гитары… Поговаривали, что на Большой Земле изобрели какую-то штуку компьютерную, которая позволяла любому клиенту Папы Медведя, Наступающего на Ухо, стать поп-звездой… Но платить за эту штуку надо было немеренно, а денег у мариупольского хипа, естественно, не было… И он затянул древнюю, как два хипповских деда, Там вдали, за рекой, зажигались огни на мотив старой, как два мариупольских хипа, Лестницы в небо. Русские слова четко укладывались в пейджевско-плантовский размер.
Там, вдали, за рекой (There's a lady who's sure) Зажигались огни (All that glitter is gold)
Хип представил себе гарных красноармейских хлопцев, покачивающихся в седлах, и распевающих грустную песню о судьбе неудачника-однополчанина на заезженный до неприличия мотив… Вспомнилось и багрово-красное лицо волосатого знакомца из околомагаданской области, требующего немедленного прекращения слушания тусовкой всяких цеппов и пеплов. Надоело!!! - орал поборник всего самого-самого модного и соленого, - сколько можно!!! DEEP PURPLE вам на голову! В отличие от магаданского, мариупольский хип был склада мягкого (сказывался климат страны пребывания). Он читал всякие непонятные книги, умел гадать на бобовых зернышках и никогда не употреблял перевернутых звездочек даже из лапши. Всю сознательную жизнь его интересовал вопрос: о каком знаке на стене пел в Лестнице Роберт Плант?
There's a sign on the wall…/ Вот и знак на стене…
Шла ли речь о чем-то руническом, таинственном? Или же цеппелины имели ввиду надпись типа Бомбоубежище или WC? Мариупольскому хипу не верилось, что околомагаданский диктатор вот так, сходу, мог бы расшифровать знаменитую песню в друидском ключе. А то, что сей гимн пропах дымом жертвенных костров людей дуба, наш человек не сомневался… Он и сам по друидическому гороскопу произрастал рядом с Пейджем. Мариупольский хип тоже был пихтой (елью). Как, впрочем, и Джон Пол Джонс…
Обычно, когда нечего было делать, когда никто не звал выпить, закусить, поболтать, помедитировать, пропалывать фамильный палисадник, ухаживать за общей для коммуны бабушкой, мариупольский хип мечтал о внуках. Вернее, о том, как он будет приобщать их к Великой Истории Рок-н-ролла. Он видел свое потомство не сопливыми злобными существами в черно-коричневых балахонах, нс гномами, цыкающими гнилыми зубами и ненавидящими род человеческий за попытку праздника, а чистыми джинсовыми ангелочками, с медальонами-пацификами на пухленьких шейках, со множеством радужных фенечек на лапках. Они на лету схватывают английские названия и могут спеть хором Dazed and Confused, они знают, что гимн их государства не Боже, царя храни и не Боже, храни королеву, а та самая Лестница в то самое чистое небо, за которую их дед-хип мариупольский получал подзатыльники от около-магаданского новатора.
… Конец 70-х. Джимми и Роберт отправляются прочь из Лондона, чтобы вдали от шума городского сочинить нечто монументальное, и тем самым заложить еще один камень в подножие памятника самим себе, фараонам-цеппелинам. В ноябре Пейджи (так ласково называет друга Плант) обмолвился в беседе с одним журналистом: У нас родилась идея изобразить действительно что-нибудь длинное, поэкспериментировать с органом и акустической гитарой. Наворачиваем, наворачиваем, и потом вступает электрическая гитара… Эта вещь будет звучать минут 15.
К моменту начала записи на Island Studio материала у них было на двойной альбом. Здесь же была записана и часть Лестницы, но из деревенского мадригала вырастало что-то вечное, гимнообразное. И ЦЕППЕЛИНЫ решают еще порепетировать, подумать, пожить недельку-другую растительной жизнью в сельской местности, а потом прикатить туда знаменитую студию РОЛЛИНГОВ и записать там то, что нарулится. К новому месту музыкальной алхимии приезжали поэтапно, не всей компанией. Роберт и Бонзо (Бонэм) должны были явиться вместе на одном из 21 бонзиных автомобилей - может быть, на The Jensen, может быть, на Maserati, или на AC Cobra, или на Jaguar ХКЕ. Потом - Джимми и Питер (Грант). Джон Поль Джонс должен был приехать последним, иначе и быть не могло. Ричард Коул позже вспоминал, что ела эта братия как бойскауты-миллионеры, а уж пили…
Работу над записью аккордов Лестницы Пейдж и Джон закончили сразу после приезда роуд-менеджера РОЛЛИНГОВ и виртуозного исполнителя буги-вуги на фортепьяно Яна Стюарта. Вся группа ознакомилась с творением на следующий день. А когда все написанные фрагменты начали склеиваться воедино, музыканты заулыбались, переглядываясь. Они поняли - то самое желанное НЕЧТО получилось. Небольшая заминка вышла у Бонзо - он никак нс мог синхронно отстучать кусок с 12-стрункой. Пришлось прогонять эту часть песни несколько раз. Наконец, получилось именно то, о чем мечтал Джимми. Пока Бонзо боролся за ритм, Роберт слушал и проникался поэтической идеей. Почти 3/4 текста он должен был сочинить немедленно, сразу же, - вспоминал Пейдж, - ему негде было уединиться, чтобы хорошенько подумать… Забавно! Сольный гитарный кусок был сыгран Пейджем на Телекастере, который он, честно говоря, давно забросил. Телекастер подключили в усилитель Supro. Звучание было совершенно иным, чем на первом альбоме. Придуманный ход оказался продуктивным.
Здесь же Джимми вновь открыл для себя пользу игры на 2-грифовой гитаре ( 6-ти и 12-струнной Gibson). Ритм он играл на 12-струнном грифе, а сольную партию на 6-ти.
Пейдж сказал так: Эта песня придала нам именно ту музыкальную респектабельность, которую мы заслуживали. Композиционно она была составлена так, чтобы показать все самые сильные музыкальные стороны нашей группы… Фирма Atlantic безуспешно склоняла нас выпустить сингл, но я счел такой шаг неправильным, потому что это нарушило бы целостность альбома: между вещами существовала определенная связь.
Я творил эту музыку, смешивая фламенко с современной классикой, исполняя ее на акустике с включением электрической гитары. Эти электрические вкрапления то появлялись, то исчезали, в результате чего получились 4 совершенно разные, но связанные между собой, части….
Многого можно добиться с 12-стрункой, если играть на 2 грифах и использовать их полностью. Если вы играете на 6-ти струнном грифе, остальные струны начинают звенеть из чувства симпатии и солидарности, как обычно поступают струны на ситаре. Такие штучки придают звучанию инструмента другое измерение, гитара может звучать подобно арфе. ,Это обогащает общее качество звучания. Моя двугрифовая, должно быть, специально была изготовлена фирмой Gibson. Они оказались большими мастерами, т.к. больше таких гитар никто не делал…. А вот как Плант рассказывал историю написания текста цеппелиновской нетленки:
Я и Пейджи сидели у камина в Headley Grange. Пейджи записывал аккорды и показывал их мне… Я же мусолил и мял в руках бумагу и карандаш. Настроение у меня было почему-то дрянное. И вдруг - моя рука сама стала выводить слова А вот леди, которая уверена - все, что блестит, и есть золото… Я сидел и обалдело смотрел на появляющиеся на листке слова, а потом меня словно с места ветром сдуло. Ортодоксальные исследователи уловили в тексте Лестницы отражение литературных пристрастий Планта тех дней. Считается, что в этой песне поэтически изложена мысль о стремлении к духовному совершенствованию одной мифологической особы. Вероятно, эта леди может быть и Королевой Фэри Спенсера, и Белой Богиней Роберта Грэйва… Хотя последнее тянет за собой другой образ - Белую Леди ( т.е. героин, на который прозаически подсел Пейдж, или подружку Зеленой и Черной Леди, фей, названных так галантными рыцарями). Роберт тщательно проштудировал работы Льюиса Спенса и позднее упоминал спенсовскую Magic Arts in Celtic Britain, как один из источников для написания текста Лестницы. Что и говорить, наполненная образами древней мифологии песня воспринималась как приказание отказаться от традиций современного общества в пользу старых языческих богов. Ничего не поделаешь, господа просвещенные скептики, Десница в … стала гимном поколений…
Пожалуй, плантовская леди - основная фигура, от которой во многом зависит трактовка всего текста. Начнем от самого вольного. Там шествует леди - мы знаем, она сияет белизной нездешней/Она хочет показать нам, как все, что ни есть, превращать в золото/ - та-та-та мой милый друг, а мадам была алхимиком, занималась секретным искусством земли Кем (древнего Египта). И тогда - процесс превращения всего в золото, металл Солнца, означает превращение сознания человека через веру и близость к Богу из основных животных желаний в чистое, золотое, богоподобное сознание, просвещенное и искупленное… И плантовская леди следит за процессом, владея красным порошком. Сдается мне, что королева, изображенная в манусткрипте Клавдио де Доминико Челентано Валлес Нови (1606 г.), Матерь Солнца, сестра Луны и сестра Меркурия, вполне может быть плантовской леди. Итак, если Она - имеет отношение к алхимии (хотя на самом деле среди великих мастеров что-то не встречается женского имени, одни мужики), наверняка у лестницы 7 ступенек, первая из которых сделана из свинца. И эти семь ступенек отождествляются с фазами процесса превращения:
1. Очищение
2. Выпаривание
3. Растворение
4. Разложение
5. Дистиллирование
6. Сгущение
7. Настаивание
Правильность алхимического подхода к расшифровке текста подтверждает еще одна строка : Ведь все есть одно и в одном - все, почти Что Если во вселенной растет хоть одна вещь, тогда во вселенной растут все вещи… Красиво расправились мы с леди, но при такой трактовке пропадают дымки и волынщики, ручейки и взгляд на Запад.
Нет, леди - все-таки Диана, богиня лесов… Но если у нее три головы, означающие формы преисподней, нам это не подходит. Значит, она - Фея Моргана (горячее! уже горячее!), которая перенесла смертельно раненного короля Артура на остров Авалонн после сражения при Камлане. Ура!
Каждый раз, когда я гляжу на Запад, Дух готов вырваться и улететь…
Нашли мы, наконец, остров блаженных, потусторонний мир, чаще всего помещавшийся мифами на Западе. Там высится стеклянная башня, роскошный дворец, в садах зреют дарующие бессмертие яблоки, которые протягивают пришельцам прекрасные женщины… Почему бы ради такой красоты и не бросить жизнь на Востоке, не затосковать навеки? Ну, а как же, черт побери, быть с дымками?! Впадающие в транс цепеллиноманы видят Планта-жреца в белом одеянии, который взбирается на священный дуб и срезает произрастающую на дубе том омелу золотым серпом. Потом кладет ее на кусок белой ткани - не дай Бог, драгоценное небесное растение коснется земли, проникнется дурными земными вибрациями, осквернится и лишится своей чудесной силы! Пейдж-жрец и Бонзо-жрец совершают жертвоприношение, они молят бога не лишать милости тех, кого он уже озарил своими благословенными дарами.
Жертвоприношение - ужасно! В священной дубовой роще разложены священные костры. Это их дым поднимается к небу - там, среди деревьев/ И слышны голоса тех, что стоят, глядя на огонь. Огонь - солнечные чары. Из веток сооружают огромное чучело, в которое Пейдж-жрец загоняет несчастного пленника-смертника (его готовили к празднику целых пять лет!), а жрец-Плант поджигает эту растительную ловушку и воздух оглашается воплями сгорающего заживо. Дым тянется в сторону полей - быть хорошему урожаю!..
…Если кто-то войдет в священную рощу с недобрыми помыслами и попортит кору дерева, - ждет и его страшное наказание. Поймают преступника, вырежут пупок и пригвоздят к поврежденной части дерева. Затем начнут вертеть его вокруг дерева до тех пор, пока кишки полностью не намотаются на ствол. Так засохшая кора священного дерева заменяется живой человеческой тканью… Веселый праздник случается в канун 1 мая. Горят огни Бельтана. И не волынщики играют здесь на своих мистических инструментах, а дуют парни в более прозаические рожки (так что замените в переводе красивое слово волынщик на игрец на дуде)…
Игрец на дуде поведет нас к Пониманию (фу!)
… волынщик зовет тебя составить ему компанию (это похоже на правду и звучит ничего!)
Итак, раздаются после полуночи трубные звуки рожков, и позволительно отправляться в лес, отламывать ветки и украшать их цветами и венками. А с восходом солнца молодежь возвращается домой и привязывает к дверям и окнам своих домов нарядные ветви. Потом - на целый год выберут Королеву Мая. Стоп. Леди и есть та самая Майская Королева, все решается просто и легко. И покупает она лестницу в небо, потому что до истечения срока решает она выйти замуж. За что лишат ее почетного сана, вот и торопится сообразительная девушка обзавестить мистической недвижимостью, пока деньги целы и кое-какие права имеются. Лестница, лестница в небо - связь среднего мира с высшим, отрезав низший. Стебель боба, по которому можно забраться так высоко, чтобы разглядеть богов, тонкая нить, которую прядут мойры… Самое главное - вовремя остановиться. Что мы с мариупольским умником и делаем. Ибо есть еще одна идея насчет той лестницы, которую видел Иаков…
***********
Альбом в который вошла Лестница в…, официального названия не имеет. Он известен, как Led Zeppelin IV, Четыре символа, Рунический альбом… Но все это не официально.
Что значит Led Zeppelin? - говорил Пейдж, - да ничего! Главное не в названии, а в музыке. Если мы играем хорошую музыку, никому и в голову не придет думать о названии. Если музыка наша хороша, мы можем назваться хоть КАПУСТОЙ и все равно покорим нашу аудиторию… К черту название! Так провозгласил Пейдж и вогнал в ступор фирму грамзаписи. Вы совершаете самоубийство с профессиональной точки зрения, - проблеяли дисциплинированные клерки.
Мы решили не называть свой альбом Led Zeppelin IV, - вспоминает Плант, - каждый из нас должен был выбрать метафизический символ, который в той или иной степени отражал бы наши личностные качества - состояние ума, взгляды на жизнь, или что-то в этом духе. Потом мы должны были собраться все вместе и посмотреть, что из этого получилось. Свой символ я выбрал среди священных символов цивилизации МУ (MU), которая существовала летГ5.000 назад на части теперь уже затерянного континента в Тихом Океане, где-то между Китаем и Мексикой. Все, что угодно, может быть связано с этой цивилизацией, даже изображения с острова Пасхи. Ее представители оставили каменные таблички со своей символикой повсюду… в Мексике, Египте, Эфиопии, Индии, Китае и т.д. Китайцы говорят, что эти люди пришли с Востока, а мексиканцы - что с Запада… наверняка их земля находилась где-то посередине. Выбранный мной символ может. трактоваться очень широко, он может вызывать у людей различные ассоциации в зависимости от ситуации. Символ Джона Пола Джонса, - рассказывает Джимми Пейдж, - откопали в книге о рунах. Считалось, что этот знак обозначает человека, уверенного в успехе, компетентного… Бонзо свой символ тоже взял из этой же книги - он ему просто понравился… Думаю, что символ Бонзо означает триединство - мужчина, женщина, ребенок, - вступает в беседу Плант, - подозреваю, что он связан с основным понятием для всех людей, [с семьей]. С другой стороны, кажется, в Питсбурге до нас дошло, что это - всего лишь ЭМБЛЕМА ПИВА BALLANTINE (выделено нами -З.Rider). Можете мне не верить, но как-то раз Пейдж отозвал меня в сторону и говорит: Слушай, я один только раз скажу тебе значение своего 'символа, больше я о нем говорить не буду! Поверите ли, я все забыл, а Пейджи ничего мне больше не скажет. Насколько я знаю, Пейджи выкопал этот символ в какой-то толстой забытой книге. Вот единственный луч света, который я могу пролить на эту историю.
Мой символ, - Пейджи хитро щурит глаза, - не означает какое-либо слово. Он - моя собственная придумка. Может быть, конечно, он напоминает алхимический знак для элемента Электрум, который теперь мы называем amber, что по-гречески означает электрон. Амбер использовался в алхимии и при помощи трения легко наэлектризовывался. Многие решили по ошибке, что мой символ означает слово Zoso, но это - совсем - совсем другое…
Такие дела, уставший читатель. А все-таки, что за надпись была на стене перед леди? Бомбоубежище? WC"?
Records: 1 Pages: 1