Джон Пол Джонс: Моей музыке пришло время только сейчас


Сэм Рапалло, вэб-мастер www.led-zeppelin.com
журнал «Alive» #1 октябрь 1999
перевод Андрея Лебедева

17 лет прошло с момента внезапного и трагического распада Led Zeppelin, но популярность группы продолжает расти, а легионы ее фанатов - множиться. Вклад каждого ее участника в общую магию был неизмерим, независимо от того, кто из них когда-то стоял в середине сцены, а кто - с краю.

Самому застенчивому и тихому участнику Цеппелина, Джону Пол Джонсу уделялось чрезвычайно мало общественного внимания, несмотря на то, что он некогда входил в одну из популярнейших рок-групп в мире. Даже во время шумихи, поднятой вокруг Пейдж/Плантовского концертного альбома с издевательским названием No Quarter: Unledded, имя мистера Джонса на публике всплывало удивительно редко, тогда как сама возможность подобного, без участия Джонса, проекта выглядит как неуважение к его роли в истории Led Zeppelin.

Но Джонс в его музыкальном развитии никогда не полагался на цеппелиновское наследие. О нём всегда говорили как о Музыканте среди Музыкантов, и он только прогрессировал и рос вместе со своим творчеством.

Некоторое время назад, когда вебмастер www.led-zeppelin.com Сэм Раппалло взял интервью у Джона Пол Джонса, речь зашла о его новом проекте - первом сольном альбоме Zooma. С тех пор этот разговор имел все шансы устареть, но так как альбом выходит только сейчас, в сентябре месяце, то получается совсем иначе… Материал этого интервью мы и предлагаем вашему вниманию.

- Грохочущий, мощный, - так описывает Джон альбом, - и там будет действовать целый ассортимент многострунных басов. Состав такой: бас, бас и ударные, - объясняет он, полушутя, - и это будет чистый инструментал! Я буду играть на pedal-steel гитаре, а в последнем турне мне приходилось одновременно играть ещё и на бас-педалях. Теперь я думаю, что было бы неплохо разжиться басистом! Хороший стик-басист может играть басовые или гитарные партии в то время, когда на басу буду играть я.

Потрясающий совместный проект с эклектичной Диамандой Галас в 1994 году на альбоме The Sporting Life было его первым турне со времён Цеппелина. Альбом был идеальным примером того, что Джонс держит руку на пульсе и отлично понимает, что происходит на сцене - и это одна из тех его черт, которые сделали Лед Зеппелин великими в своё время.

- Я много чего сделал после ухода из Цеппелина, но так получилось, что ни разу не играл на концерте. Я не хотел собирать новую группу и начинать с ней всё сначала. Какой смысл - я ведь уже играл в лучшей группе в мире! - говорит он. Сделав паузу в своих традиционных занятиях: продюсировании, аранжировках и сочинительстве, он вдруг захотел (для разнообразия) вновь записывать свою собственную музыку. Если я вложу достаточно энергии, то получится по-настоящему моя музыка, - поясняет Джонс.

- Той музыке, которую я в данное время хочу творить, пришло время только сейчас. Это вам не Prodigy или Chemical Brothers и не что-то им подобное. Дорогу к музыке, о которой я мечтал уже очень давно, мостили группы, играющие индастриал.

Новое турне предполагалось начать по завершении работы над альбомом, то есть где-то в начале 1998 года. Работа с Галас была чудесным периодом для Джонса, а игра в маленьких клубах пробудила в нем приятные воспоминания. Я почти забыл, как это было прекрасно - видеть зрителей и чувствовать их живую реакцию, вы никогда не испытаете этого на больших стадионах .

Эта возможность - играть в маленьких залах для кучки народа - почти не представилась Led Zeppelin в их ранние годы, их популярность выросла очень уж стремительно…

- Цеппелины были концертной группой, так мы и зарабатывали нашу репутацию. Пресса нас презирала, особенно поначалу. Единственное, чем мы могли обеспечить себе промоушен - это огромным количеством концертов, особенно в Соединенном Королевстве. Прессу заменяли слухи о нас и вокруг нас. Очень помогало становившееся тогда популярным андеграундное FM радио, оно было идеальной возможностью попасть в эфир, не размениваясь на синглы. Они могли дать в эфир целый альбом или просто пару кусков… Люди вроде J.J. Jackson нам чрезвычайно поспособствовали . У фэнов, что называется, ехала крыша, а слава концертных выступлений группы распространялась, как лесной пожар. Группа наращивала каждую свою композицию джэмами и превращала в эдакие medley, включая в свои вещи куски из репертуара исполнителей, которых музыканты считали своими предтечами.

- Мы удлиняли наши композиции главным образом для того, чтобы самим не свихнуться. Каждое турне мы безуспешно пытались обрубить их, особенно в последние годы. Мы внушали себе: играем полтора часа! Недели не проходило, как это превращалось в два, а к концу турне уже три часа! Мощнейшая ритм-секция - детище Джонса и Джона Бонэма. Джонс описывал игру с Бонзо как мечту басиста. Оба нашли пересечение своих музыкальных вкусов в музыке соул, в то время как Пейдж и Плант были с головой в блюзе и рок-н-ролле. Отпечатком магии ранних дней Цеппелинов послужил вышедший в 97 году 2СD-сборник Led Zeppelin ВВС Sessions. Если верить написанному в магазинах, то это лучшие из цеппелиновских выступлений на британском радио из 1969 года и концерт 1971 года. Это первый концертный релиз с 1976 года, то есть со времён саундтрэка к фильму “The Song Remains the Same”. Существует столько бутлегов материала с ВВС, что наконец пришло время выпустить его как следует, т.е. официально. Джимми собрал вещи в правильном порядке, мы послушали их, и я их одобрил. Было бы здорово, если бы у каждого была нормальная, ремастированная версия, - сказал Джонс.

Вопреки, вероятно, вашим ожиданиям, он не так уж часто слушает свою старую музыку. Слушаю изредка, - говорит он, - Это прекрасно, когда можно окунуться в те вещи и подчас быть снова поражённым ими. Если вас это интересует… в данный момент нет планов реюниона.

- Он и делают свой альбом… А я делаю свой, - резонно заметил Джонс. Для него по-прежнему загадка, как могли с ним так обойтись, и ничто не извиняет бывших участников Цеппелина в этом непонятном неуважении. Мы всегда были очень близки, - сказал он, - у нас никогда не было внутренних проблем, как у Eagles и других групп, - объяснил Джонс.

Цеппелиновской антологии на CD или на видео давно уже пора было выйти и это очень возможно когда-то в будущем, так сказал Джонс. А пока он очень рад свежеприобретённому бокс-сету Антология Американской фолк-музыки.

P.S.

Итак, первый сольный альбом Джона Пол Джонса называется Zooma и выходит (кто бы мог подумать!) на Discipline Global Mobile (DGM 9909), лэйбле Роберта Фриппа! Дата релиза - 13 сентября, надеюсь, что уж на этот раз его не отложат в долгий ящик. За прошедшее с момента интервью время экс-одногруппники Джонса успели выпустить несколько невразумительный (по общему мнению) сольник Walking Into Clarksdale", объездить полмира с триумфальным концертным турне (триумфальным потому, что они вернулись к старому Цеппелиновскому репертуару), а отношение Джонса к возможному реюниону так и остается скептическим. Может, и к лучшему, а в будущем фэны получат сразу два хороших диска? Пожалуй, сейчас это больше зависит от Пейджа с Плантом, чем от Джона Пол Джонса… Время покажет.

MW


Records: 1   Pages: 1