Гитара и голос Led Zeppelin по-прежнему сводят с ума поклонников
Будапешт-Прага-Петербург
Александр Малькевич
сайт Chance-WEEK 1998
Автор выражает признательность компании PolyGram Russia за помощь в подготовке материала.
Постоянные читатели Реклама-Шанс знают, что в разное время журналисты газеты бывали в гостях у Стинга, The Cure и музыкантов группы Metallica. 1998-й год не стал исключением: корреспондент Шанса был официально приглашен на открытие европейского турне Роберта Планта и Джимми Пейджа.
В Будапеште, где экс-звезды легендарной группы Led Zeppelin начинали свой тур, они не только давали единственную пресс-конференцию для европейских муз-СМИ, но и отвечали на вопросы специально для России.
Двое из Свинцового дирижабля
Итак, Роберт Плант (Robert Plant) - полное имя Роберт Энтони Плант, специализация v вокал и гармоника. Родился 20 августа 1948 года в Вест-Бромвиче. После школы пробовал свои силы в школьных ансамблях и малоизвестных группах.
Джимми Пейдж (Jimmy Page) - полное имя Джеймс Патрик Пейдж, специализация v гитары, банджо, мандолина, синтезатор. Родился 9 января 1944 года в Хестоне (западная часть Лондона). Некоторое время работал как студийный музыкант, позднее играл в группе The Yardbirds, как композитор и продюсер сотрудничал с Эриком Клэптоном и Нико. В 80-е годы играл с Полом Роджерсом в группе The Firm, а также записал сенсационный диск с Дэвидом Ковердейлом (пластинка Coverdale/Page).
Имена этих двух прекрасных музыкантов неразрывно связаны с группой Led Zeppelin, в которой они играли с 1968 до 1980 года.
Led Zeppelin - это такие песни, как Immigrant Song, Gallows Pole, Kashmir, Black Dog, Stairway To Heaven; большинство из них было написано Джимми Пейджем и Робертом Плантом. Увы, в 1980-м легенда хард-рока прекратила свое существование: трагически погиб ударник группы Джон Бонэм, и в истории Лед Зеппелин была поставлена точка.
Расставание было трудным, вокалист ЛЗ Роберт Плант даже утверждал публично, что больше не хочет слышать песен ненавистной группы и встречаться с экс-товарищами не собирается.
Однако спустя четырнадцать лет воссоединение состоялось: специально для MTV Live Плант и Пейдж представили совместную концертную программу, которую они назвали Unledded - к хитам цеппелиновских времен добавились четыре новые песни, навеянные их совместным путешествием в Африку. Успех вышедшего по следам MTV альбома No Quarter заставил музыкантов пересмотреть свое отношение к перспективам их творческого союза. Тур Page/Plant-95 стал одним из самых прибыльных в Америке, но главное - музыкантам понравилось (в который уже раз!) работать вместе. И они отправились в студию сочинять новый материал - впервые с 1979 года, когда был записан последний диск Лед Зеппелин In Through The Out Door.
И вот они снова вместе - новый диск Джимми Пейджа и Роберта Планта Walking Into Clarksdale должен появиться в конце марта - начале апреля.
Восемь концертов - только разминка
В новый альбом легендарного дуэта Walking Into Clarksdale вошло двенадцать композиций: Shining in the Light, When the World Was Young, Upon a Golden Horse, Blue Train, Please Read the Letter и другие.
Наверняка сразу же после официального релиза альбома (пока что журналисты могли послушать его только в демо-версии) Пейдж и Плант отправятся в большое европейское турне; концерты же в Восточной Европе носили разминочный характер. После неофициального открытия тура в Загребе музыканты выступили в Будапеште (официальный старт гастролей), Праге, Бухаресте, Варшаве, болгарском Бургасе (?!) и Стамбуле (сразу два!). Затем, по слухам, артисты отправятся в Японию, а в апреле их ждут в Англии на официальной презентации альбома (тогда и определятся сроки всемирного тура).
Вернемся к Будапешту. Здесь концерт Джимми и Роберта (реклама гласила: Голос и гитара Led Zeppelin!) состоялся в местном Дворце спорта (Спортскарнок), построенном после Великой Отечественной войны советскими специалистами. Внушительное, величественное здание, раза в полтора-два превышающее наш ДС Юбилейный. Зал был переполнен, собрав в этот вечер (23 февраля, между прочим, праздничный день кое-где!) свыше 15 тысяч человек!
Но это было вечером, а днем Джимми Пейдж и Роберт Плант пригласили журналистов в конгресс-холл фешенебельного отеля Мэрриотт на пресс-конференцию. Общение с журналистами протекало живо, на английском языке. Переводчиков не было вообще: венгерские журналисты (даже те, кто плохо владел языком Шекспира) понимали, как важно сэкономить минуты общения со звездами (ведь перевод вопросов и ответов занимает вдвое больше времени!). Даже тот, кто почти ничего по-английски не понимал, не стеснялся прочитать свой вопрос по бумажке: главное - задать, а ответ артистов всегда помогут перевести коллеги.
Панки 60-х надеются остаться в истории
- Скажите честно, почему вы снова играете вместе?
Роберт Плант: - Потому что нам нравится это делать. Долгое время нас сознательно разлучали - слишком много слухов ходило вокруг да около, да и я дал публичный обет никогда не предпринимать попыток возвращения Led Zeppelin. Но… скучал без Джимми и его гитары, этого звука мне не хватало. Знаете, стоило нам только сесть в студии, Джимми начал играть - и я понял, сколько времени было потеряно мною впустую, когда я был один.
- Звучит романтично.
Плант: - Это правда. Мы пишем новые песни, редко даем концерты и играем в основном то, что написали в последние годы. Stairway To Heaven мы не поем, хотя эта вещь принадлежит нам с Джимми. Легко отличить наш союз от коммерческих объединений и возвращений - не мне вам объяснять, как собираются заслуженные коллективы и едут по всему миру, чтобы еще раз спеть свои старые песни. Ничего нового и свежего у них за душой нет, кроме вечного желания заработать.
Джимми Пейдж: - Мы стараемся писать сейчас такие песни, которые можно было бы слушать и спустя десять лет. Нечто такое, что не обязательно связывать с тем, что это сделали ребята из Led Zeppelin.
- Эта музыка будет жить столь же долго, как и творчество LZ?
Плант: - Любая музыка не вечна. Каждый год в мире появляются сотни песен, десятки новых исполнителей, но остаются единицы. Я рад, что о нас помнят, но ведь наберется не больше десятка артистов, которые работали на стыке 60-х и 70-х, тогда же прекратили свою деятельность по ряду причин, но остались в памяти людей - Дорз, Джими Хендрикс… О них помнят, но ведь в то же самое время были и Джефферсон эйрплейн, масса других самобытных групп! Может, они были куда более интересны, профессиональны и мелодичны, но уцелели и стали вечными - совсем другие. Просто потому, что им удалось поймать дух и настроение своего поколения; и это оказалось важно спустя тридцать лет.
- Двадцать лет назад нерв поколения смогли зацепить панки, однако вряд ли такой музыке суждено закрепиться в чьей-либо памяти…
Пейдж: - Ха-ха, Led Zeppelin в свое время тоже могли считаться панками, в 80-е годы историки и журналисты стали даже называть нас панками 60-х.
Плант: - В 1977 году мы пошли на концерт Секс Пистолз в один из лондонских клубов - посмотреть и послушать, чем же так потрясено общество. Солист Сексуальных пистолетов Джонни Роттен увидел нас, бросился навстречу и стал кривляться: упал на колени передо мной и закричал: О, Боже! Мой Бог! и все такое. В этом и вся разница: мы играли, а они паясничали. Led Zeppelin выступали в Америке, собирали стадионы, а панки (практически все) безобразничали в маленьких барах и дешевых клубах. Просто тогда появилась мода быть дикими, слыть дикими, выглядеть дикими на сцене. Это была мода, которая прошла буквально через пару лет. А в те годы почти все артисты стремились быть неистовыми - тот же Стинг и его группа, как они бесновались! А посмотрите на Стинга сейчас - он вычищенный, отполированный, лощеный - и абсолютно выхолощенный.
Приключение продолжается…
- Вы не боитесь, что все ваши новые песни будут сравнивать с тем, что вы писали в составе Led Zeppelin, будут упрекать в копиистике? И, самое страшное, скажут, будто то, что вы делаете сейчас, хуже?
Пейдж: - Те песни мы писали в 1968 году, эти - в 1996-м. Согласитесь, что какое-то время между ними прошло, мы стали немного старше. Изменилось многое, в том числе и наши взгляды. Глупо называть нас постаревшими Led Zeppelin; мы сами по себе и пишем о том, что действительно волнует нас сейчас.
Плант: - Да, наверное, будут сравнивать. И что? Одно дело, если бы мы собрались и стали играть наши старые песни (так-то делают многие, правда?), а мы пишем что-то новое. И не просто пишем - нам действительно не стыдно за то, что у нас получается. Все делается на одном дыхании, очень быстро - мы садимся и делаем, вместо того чтобы страдать и в поте лица искать вдохновение. Нам его искать не нужно v оно просто есть.
Пейдж: - Мы гордимся тем, что делаем. Но, стоит заметить, то, что выходит из студии, v только начало большого музыкального путешествия. Так было еще во времена Led Zeppelin: стоило нам только начать исполнять на концертах какую-то новую песню, как она начинала жить своей жизнью. Меняться, улучшаться, изменяться, наконец. Студийный вариант любой песни - просто болванка, исходник, от которого нужно двигаться. Так было с нами 25 лет назад, и именно это ощущение не покидает меня и сейчас, когда мы готовимся играть наши новые песни. Когда я думаю о грядущем туре, меня охватывает самое настоящее волнение: это же так здорово - смотреть, как песня развивается вместе с тобой на сцене!
Проходит путь от эмбриона (которым она была в студии) до вполне зрелого существа. Это и есть самое прекрасное в том, чем мы занимаемся.
Живая музыка - лучшее шоу
Косвенным подтверждением слов Джимми Пейджа и стал концерт в будапештском Спортскарноке: феноменальные гитарные пассажи Пейджа, невообразимый вокал Планта, неистовство публики… А главное - то, с каким наслаждением играли музыканты, какое удовольствие они от этого получали!
50-летний Плант носился по сцене, размахивая микрофонной стойкой, ревел в рок-боевиках и был глубоко лиричным в медленных композициях. Любой человек, далекий от такой музыки, не мог не поддаться очарованию шоу - здесь была своя мощная энергетика, свой нерв, своя жизнь! И было ощущение того, что люди делают все это не из-за денег: они кайфуют на сцене.
Пейдж и Плант жили на сцене, а не отбывали номер; к этим 50-летним звездам невозможно было применить определение ветераны. О чем вы! Это у нас сопливые мальчишки меланхоличны на своих концертах и изображают из себя утомленных гениев. А эти - естественны; им не требовались декорации и световые навороты (некоторые песни они играли в полной темноте), чтобы посредством шоу навязать свою музыку, как это происходит сплошь и рядом в России.
Records: 1 Pages: 1