Джими Пэйдж о Led Zeppelin, о времени и о себе


Борис Мурадов
журнал Я-молодой, #45 11 ноября 1997

У этого музыканта как нельзя более подходящая фамилия. Короткая, такую легко запомнить. Звучная, взрывная, словно удар медиатором по струнам гитары. Значащая, потому как этот человек - поистине целая страница в истории рок-музыки вообще и хард-рока в частности. Золотая страница, начатая еще 30 лет назад, мало кому тогда известным гитаристом группы YARDBIRDS и продолжаемая им ныне уже в статусе всеми признанного профессора гитары. Музыкант этот, конечно же, Джеймс Пэтрик Пейдж. Джимми Пейдж, короче.

РАССУЖДАТЬ о том, раскрутился ли Пейдж благодаря участию в LED ZEPPELIN, или же, наоборот, эта легендарная группа стала таковой благодаря Пейджу, столь же нелепо, как пытаться ответить на вопрос о первичности яйца или курицы. Ясно, что это как раз тот случай, когда мы говорим Пейдж - подразумеваем - LED ZEPPELIN, говорим LED ZEPPELIN - подразумеваем - Пейдж. Ясно и другое: даже если бы Пейдж написал одну лишь Stairway To Heaven или Since I've Been Loving You, то он мог бы уже ничего не делать ни в YARDBIRDS, ни THE FIRM, ни сам по себе, ни в дуэте с Робертом Плантом или Дэвидом Кавердэйлом, поскольку одной из этих изумительных по красоте и чувству композиций было бы достаточно для увековечения его имени - как Полу Маккартни - одной лишь Yesterday.

В среде фанатов и критиков не угасают споры о том, кого же считать лучшим из гитаристов в истории рок-музыки: Джими Хендрикса, Эрика Клэптона, Ричи Блэкмора, Эдди Ван Хэлена или как раз Джимми Пейджа. Сам Джимми затрудняется дать себе оценку. Мне самому многое из того, что я играю, кажется весьма простым - по крайней мере, для моих пальцев, - сказал он в одном из своих интервью, - поэтому мне трудно объективно оценить свою технику игры на гитаре. Пусть над этим ломают головы другие. Я, конечно, весьма изобретателен, постоянно пытаюсь найти и освоить что-то новое, но, надо полагать, есть такие гистаристы, которые играют с еще большим умением, нежели я.

Быть может, блестящие способности Пейджа просто-напросто остались в тени легендарного мистицизма LED ZEPPELIN? Нет, - отвечает гитарист, - я так не думаю. Скорее, по прошествии лет люди просто зациклились на нашем пресловутом мистицизме и прочей глобальной хренотени, что мешает оценить по достоинству саму музыку. Гораздо больше людей вдохновлены имиджем LED ZEPPELIN, нежели нашей музыкой. Меня это огорчает.

С имиджем и LED ZEPPELIN, и самого Джимми Пейджа неразрывно связан и его фирменный двухгрифовый Джибсон. Использование этой гитары было не прихотью, а необходимостью, - вспоминает Пейдж. - Я просто не мог достаточно быстро менять на сцене 12-струнную гитару на 6-струнную. Поэтому при моем непосредственном участии фирма GIBSON сконструировала необходимую мне гитару с двумя грифами. Я использовал ее в самых известных наших композициях, и, конечно, она всегда привлекала внимание публики своим необычным видом. У меня вообще много разных гитар, но нет ни одной, купленной просто так, понта ради или для коллекции, на каждой из них я в то или иное время играл на сцене или в студии. И, кстати, я до сих пор использую гитары 1958-го и 59-го годов, на которых играл еще при записи первых альбомов LED ZEPPELIN.

В отношении слухов о том, что в скором времени ожидается появление альбома с неизданными ранее концертными записями LED ZEPPELIN, Пейдж недоумевает: Да с чего вдруг?.. Это полная чушь! У нас, конечно, полным-полно концертных записей, но у меня нет никакого желания похоронить себя под грудами архивных пленок. И, полагаю, у Роберта (Планта) - тоже. Мы оба считаем, что делать что-то новое, то, что мы делаем сейчас, намного интереснее, чем возвращаться в прошлое и слушать записи 15- или 20-летней давности. Именно поэтому работа над новыми аранжировками цепеллиновских хитов прежних лет стала для нас очень увлекательным занятием. Ведь мы взяли за основу и без того отличную музыку, но обогатили ее тем, чему научились за все эти годы.

Что же касается дальнейшей совместной работы с Плантом, Пейдж говорит: Наши профессиональные отношения - это нечто особое. Я никогда не встречал другого такого человека, который бы с таким пониманием разделял мои самые необычные, порой просто дикие музыкальные идеи, схватывая их на лету подобно Роберту. Такое взаимопонимание и дружба существовали между нами всегда, и я бываю в полном недоумении, когда где-то пишут или говорят, будто мы с Робертом в жуткой ссоре и даже не разговариваем друг с другом. Это, знаете, такая типичная газетная утка - раздуть скандал на пустом месте. Мы с Робертом дружим вот уже 25 лет и надеюсь, что продружим еще, по меньшей мере, столько же. Правда, перед тем, как снова начать работать вместе, мы сомневались: сможем ли по-прежнему совместно сочинять, поймем ли друг друга как люди, в конце концов… Все-таки одно дело - случайно встречаться время от времени, обедать вместе, и совсем другое - работать в студии, гастролировать. Но мы очень быстро обнаружили, что магия прошлых лет по-прежнему в силе, к нашему огромному обоюдному удовольствию!"


Records: 1   Pages: 1