Led Zeppelin: Это была самая великая группа всех времен и народов


Андрей Беспамятнов
журнал Ровесник №2 (440) февраль 1999
Публикуется с любезного разрешения автора

По большому счету, их следует считать просто записными плагиаторами. Судите сами.

Следуя примеру Pink Floyd, цеппелины тоже отказались от выпуска синглов - вернейшего способа малой кровью добиться быстрого коммерческого успеха. У флойдов же Пейдж сотоварищи содрали достаточно спорную, но, как оказалось, эффективную в рекламном плане манеру не указывать на конвертах пластинок свои имена - и даже название группы.

У Jethro Tull было подсмотрено средневековое (по звучанию, конечно) вступление к бессмертному хиту двадцатого века Stairway to Heaven.

У The Rolling Stones группа позаимствовала идею акустического блока во время концертного выступления (а MTV, в свою очередь, содрало у цеппелинов концепцию программы Unplugged).

Величайшие блюзмены прошлого Хаулин' Вулф и Вилли Диксон долгое время судились с Led Zeppelin, обвиняя группу в прямом заимствовании нескольких номеров на первом и втором альбомах. Причем Хаулин' Вулф наехал по поводу текста другого суперхита - Whole Lotta Love.

Далее наступает очередь группы The Who. Тут наши герои порезвились на славу. Во-первых, Джимми Пейдж взял за модель собственно формат этой группы - свободный вокалист, гитарист, бас-гитарист и барабанщик. Во-вторых, Пейдж предложил использовать и имидж певца The Who - красавца-блондина Роджера Долтри. Недаром Роберта Планта до тех пор, пока он сам не превратился в звезду мирового масштаба, часто путали с Роджером. Третье, и самое печальное: известное ныне всему миру название Led Zeppelin придумал бас-гитарист The Who Джон Энтуисл, басист The Who (и все же большинство источников приписывают эту честь Киту Муну. - Ред.). Кроме того, злые языки утверждают, что он же придумал оформление обложки первого альбома, а именно - сцену гибели немецкого дирижабля Гинденбург. В-четвертых, прием Пейджа, достаточно часто используемый им на концертах в виде расстрела зрителей из гитары, взят из арсенала Пита Тауншенда. И наконец, стиль поведения на гастролях незабвенного Джона Бонэма очень часто напоминал то, что вытворял в свободное от барабанов время Кит Мун.

В общем, картина вырисовывается достаточно грустная. Однако, если вы спросите любого критика, журналиста или музыканта о том, с чем или с кем в его понятии ассоциируются ревущие семидесятые, то незамедлительно получите (в девяноста случаях из ста) ответ: Led Zeppelin. А теперь обратите внимание на следующие факты, так сказать, со знаком плюс.

Единственная британская (и вообще англоязычная) группа, которая была признана лучшей группой года как в США, так и в Великобритании (по опросам, соответственно, Billboard и Melody Maker), - Led Zeppelin. Причем произошло это дважды - в 1970-ом и 1975 годах. Напомню, что у The Beatles таких дублей тоже два. Единственная группа в мире (среди исполнителей всех жанров и стилей, численного состава, цвета кожи и т.д.), которая - опять же дважды! - сумела втащить в Top 100 по обе стороны Атлантики весь свой пластиночный каталог, - тоже Led Zeppelin. Произошло это в 75-ом году, когда шесть альбомов группы расположились друг за дружкой, а бал правил двойной студийный Physical Graffiti. В 1979 году уже девять (!!!) дисков цеппелинов пристроились в хит-парадах. Мало того, начиная со второго альбома, каждый последующий легко - по крайней мере, так казалось со стороны - достигал первого места как в Штатах, так и в Англии. При этом число предварительных заказов на объявленные к выходу пластинки увеличивалось в геометрической прогрессии. Например, в Америке Physical Graffiti захотели приобрести три с половиной миллиона меломанов, не видя еще этот альбом в глаза.

Вполне понятно, что конкурентам в борьбе за славу лучшей группы мира было тяжеловато. Впрочем, цеппелины в этой борьбе пленных не брали: своих непосредственных соперников они убирали едва ли не в прямом смысле слова. Судите сами: в ноябре 1969 года, когда о феномене Led Zeppelin только начинали говорить, основное внимание к себе еще приковывали слабеющие с каждым днем The Beatles и безуспешно борющиеся с ними на протяжении 60-х The Rolling Stones. И когда, казалось бы, роллингам оставалось сделать один шаг к мировой короне, вдруг выходит в свет альбом Led Zeppelin II, который в значительной степени предопределил музыкальную палитру десятилетия. Пластинка легко обошла Abbey Road (по мнению специалистов, лучший у битлов диск после Сержанта) и обскакала роллинговский Let It Bleed. Триумфальное выступление Led Zeppelin в июне 1970 года на фестивале в Бате, где в главные звезды прочили Ten Years After и Pink Floyd, окончательно показало, кто теперь верховодит в рок-музыке.

Летом 1972 года под брюхо Свинцового дирижабля попали все те же несчастные роллинги. Их угораздило гастролировать в Штатах в то же время и по практически тем же маршрутам, что и Led Zeppelin. Причем The Rolling Stones привезли для обкатки новый альбом, а Пейдж и Ко мирно обкатывали уже известный публике материал. Итог: концертные сборы Led Zeppelin в среднем превышали аналогичные показатели группы Мика Джаггера в полтора раза, а спрос на пластинки цеппелинов оказался в три раза выше. После этого случая менеджеры очень многих уважаемых и популярных групп (уточнять не буду, дабы не травмировать психику подрастающего поколения), прежде чем планировать гастроли своих подопечных, осторожно интересовались планами Питера Гранта (ныне покойный менеджер Led Zeppelin - Ред.), чтобы - упаси Бог! - не пересечься где-нибудь с этой ватагой хулиганов и пьяниц! Весной 1975 года цеппелины вновь встретились лицом к лицу с новыми кандидатами в премьеры Большого Рока. На этот раз это были Kiss. Картина повторилась почти в точности, как в и 72-м с The Rolling Stones, с одним лишь отличием: к тому моменту Led Zeppelin были еще более популярными, чем три года назад. Мне посчастливилось вкусить этой цеппелиномании именно в том году. По воле случая я оказался за железным занавесом в одной из продвинутых в музыкальном отношении стран. По местному радио (а FM-радиостанций в той счастливой стране было немерено) пообещали часовую трансляцию с выступления Led Zeppelin в концертном зале Эрлс Корте. Приблизительно за полчаса до начала передачи город словно вымер. А потом из всех открытых окон (благо был теплый май) одновременно полились звуки цеппелиновской музыки. Через некоторое время уже казалось, что музыка звучит откуда-то сверху, с небес. Пожалуй, в тот момент я испытал что-то вроде религиозного экстаза.

Именно в те дни звезда Led Zeppelin взошла столь высоко, что группа всерьез замахнулась на самое святое - на неприкасаемых The Beatles. Я и до сих пор глубоко убежден, что ни до, ни после Led Zeppelin не было в истории поп-музыки группы, которая бы по масштабам своей популярности, народной любви и славы так приблизилась к битлам. Увы, дальнейшие трагические события в истории группы быстро свели на нет все предыдущие успехи и достижения.

Тем не менее, по силе и масштабности коллективного таланта Led Zeppelin не имели и не имеют себе равных - такое вот мое мнение! Даже виртуозы Pink Floyd, по-моему, ближайшие конкуренты цеппелинов по мировой славе, так и не достигли уровня всенародной любви, в которой купались Led Zeppelin. Несомненно одно - лишних деталей, а тем более заменяемых, у цеппелинов не было. Музыкантов невозможно было отделить друг от друга, так же как и невозможно представить себе, например, Англию без ведущих к коттеджам красных кирпичных дорожек.

Led Zeppelin настолько органично вписались в мировую культуру, что сегодня трудно даже представить, что когда-то магического словосочетания Led Zeppelin просто не существовало. Кроме того, на протяжении почти десяти лет они смогли доказать и показать миру свою неординарность и оригинальность, превратив само понятие рок-концерт - надо сказать, мероприятие вполне банальное - в спектакль. Их выступления по всему миру уже давно предмет мифологического творчества, а заодно и тема для серьезных научных исследований. Еще бы - в годы своего расцвета Led Zeppelin были в состоянии провести на сцене почти четыре часа (если быть совсем точным 3 часа 45 минут) без перерывов и без разогревающей группы. Мало кто из современных рок-музыкантов может похвастаться трехкратными вызовами на бис, а что вы скажете по поводу пятикратного? Народная любовь, дело, конечно, тонкое, но вряд ли кто-нибудь станет спорить, что потерять ее проще, чем сохранить. А поклонение цеппелинам год от года не только не ослабевает, а напротив - набирает силу. И это порой практически необъяснимо. Хотя одну версию я могу предложить: Led Zeppelin оказались последней великой группой, которая была в состоянии доминировать в мире рока на протяжении столь длительного времени. После 1980 года мы, к сожалению, имеем только сезонных звезд, калифов на час, чья популярность измеряется в лучшем случае годом-двумя, максимум - тремя. Задержаться на вершине не хватает ни духу, ни таланта. Впрочем, возможно, нас ждут еще приятные открытия, хотя оглядываясь на поджавшие хвост 90-е, верится в это с трудом.

Говоря о Led Zeppelin, нельзя забывать и о такой важной роли этой группы, как ее влияние на последователей. Здесь, как говорится, оппонентам крыть нечем. Современная американская рок-сцена почти на девяносто процентов испытывает в той или иной мере влияние этого британского квартета. Все те же Kiss не забывают раскланяться перед Пейджем и его группой. Не говоря уже об Aerosmith, Bon Jovi, Van Halen, Metallica, Poison, Motley Crue и многих других. В Англии это проявляется как-то меньше, а когда все же феномен Led Zeppelin имеет место быть, чаще он связан с музыкальной эстетикой - то есть с аранжировками и саундом а-ля Лед зеппелин. И совершенно непонятно, когда цеппелинов затаскивают в категорию heavy metal. Ошибка! Не были никогда они металлистами и не хотели ими быть. Это была группа, ориентированная на тяжелую форму блюза, из которой органично вышел хард-рок. С моей точки зрения, к Led Zeppelin гораздо ближе гранджисты Alice In Chains и Pearl Jam, чем какие-нибудь Paradise Lost или же Fear Factory. И еще одно - в нашей стране достаточно долго культивируется миф, что-де хард-рок держится на трех китах - Led Zeppelin, Deep Purple и Black Sabbath, имея в виду в первую очередь популярность этих групп. Еще одно заблуждение! В семидесятые годы Deep Purple по своему значению, популярности и, как следствие, продаваемости концертов и пластинок были далеко позади цеппелинов. Касаемо Осборна и компании, могу сказать, что реально конкурировать с Led Zeppelin они могли только в 1975 году после выхода альбома Sabotage. Поэтому ставить на одну доску эти три группы по меньшей мере некорректно. Просто кто-то в стране задвинут на Deep Purple и вовсю навязывает населению любовь к этой группе, благо столько лет у нас был информационный вакуум. Вот если бы это было сказано в отношении Grand Funk или Элиса Купера, то тут можно было бы говорить об эквивалентности влияния. Впрочем, в любом случае это дела давно минувших дней, и История все рано или поздно расставит по своим местам.

И еще один существенный момент - в истории рок-музыки не было группы, кроме Led Zeppelin, которая бы в таком законченном виде олицетворяла собой движение хиппи. Начиная с текстов песен, через имидж музыкантов на сцене и вне ее, можно смело утверждать, что это была настоящая - стопроцентная - хиппистская группа. Недаром закат цеппелинов означал и конец всего десятилетия власти детей-цветов".

Без сомнения, журнальные страницы слишком малы для того, чтобы в полной мере описать столь феноменальный взлет и столь же трагическое падение Led Zeppelin, но хоть как-то…


Records: 1   Pages: 1